Фото: ytube.com
Президент Узбекистана Ислам Каримов находится в критическом состоянии. Несколько дней подряд мировые СМИ гадали, жив ли еще глава Узбекистана вообще, или его приближенные скрывают правду, пытаясь сначала разобраться с переделом власти без посторонних. Информация идет крайне противоречивая и недостоверная. Однако сегодняшние срочные сообщения из Ташкента не оставляют повода сомневаться, что если Каримов еще и жив, то дни его сочтены. Настало время разобраться и в расстановке сил в республике.
Самые мощные и влиятельные - это, конечно, Ташкентский и Самаркандский кланы. Оба они широко представлены в исполнительной власти и силовых структурах. По традиции Самаркандский клан господствовал в МВД, а Ташкентский - в Службе национальной безопасности Узбекистана, однако за три последних года произошла своего рода «рокировка» – сейчас Ташкентский клан контролирует МВД (министр Адхам Ахмедбаев), а шеф СНБ Рустам Иноятов склоняется к самаркандцам.
Основа экономического благополучия Самаркандского клана – сельское хозяйство, которое дает 60 процентов валютного экспорта республики. Ташкентский клан контролирует промышленность и финансы.
Глава Самаркандского клана - премьер-министр страны Шавкат Мирзиёев, занимающий свою должность с 2003 года. Мирзиёев позиционирует себя как традиционалиста. Министр финансов Рустам Азимов, окончивший Оксфорд и имеющий связи с западными банкирами, - один из наиболее прозападных узбекских политиков.
Ислам Каримов, формально выходец из Самаркандского клана, но на протяжении долгих лет своего правления позиционировало себя как общенационального лидера, стоящего над схваткой.
До антиправительственных волнений 2005 года в Андижане большим влиянием пользовался Ферганский клан. Поскольку Каримов считал, что смуту затеяли именно вожди Ферганского клана, он последовательно изгнал «ферганцев» из всех властных структур.
Бухарский, Хорезмский, Кашкадарьинский, Сурхандарьинский и Каракалпакский кланы довольно слабы по сравнению с двумя ведущими кланами и не оказывают существенного влияния на принятия серьезных решений, ограничиваясь своим присутствием в органах местного самоуправления.
Де факто существуют еще Наманганский и Андижданский кланы, но они полностью подчиняются Ташкентскому и Самаркандскому кланам.
Население Узбекистана составляет около 30 миллионов человек (по данным 2013 года). Более 80% – узбеки, около 5% – русские, 4,5% – таджики, 2,5% – казахи, 2% - каркалпаки, 1% - киргизы. В городах проживает 51,1% населения. Средний возраст населения – 26,2 года. Несмотря на то, что политическое руководство Узбекистана настроено резко негативно по отношению к Москве и ее интеграционным инициативам на евразийском пространстве (ЕврАзЭС и ТС), население республики лидирует среди стран бывшего СССР по поддержке этих инициатив и по стремлению к союзу с Россией. Согласно опросу «Института евразийских исследований» в 2005-2006 гг. 86, 9% граждан Узбекистана выступали за более тесные политические отношения этой республики с РФ (и лишь 2,3% за укрепление политических отношений с США и ЕС), за более тесные экономические отношения с Россией высказались 83,9%, наконец, 88, 3% заявили, что Узбекистану нужно укреплять военное сотрудничество с Россией и 73, 6% видели Узбекистан членом ЕврАзЭС. Согласно опросу Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (2013 г.) около 77% жителей Узбекистана положительно отнеслись к Таможенному Союзу и хотели бы вступления в этот союз Узбекистана.
Каким образом узбекские кланы боролись за власть в период правления Ислама Каримова, можно понять, познакомившись с историей подковерной борьбы двух серых кардиналов Узбекистана -Исмаила Джурабекова и Тимура Алимова. Со времен их жестокого противостояния ничего по сути в узбекском политикуме не изменилось, и клановые войны за верховную власть в стране, где помнят великого Тамерлана, ведутся теми же методами, что и во времена грозного завоевателя.
Джурабеков Исмаил Хакимович - вырос в одной махалле (общине) с Исламом Каримовым в Самарканде. По происхождению - «ирони» - иранец. В конце 80-х годов попал под гдляновские «репрессии».
Зампредседателя Совмина Узбекистана (1985 г.); первый заместитель председателя СМ - председатель Госагропрома Узбекистана (1985 - 90 гг.).
Министр по делам гражданской обороны
Первый зампремьера и министр сельского хозяйства (1994 - 1998).
В 2000- 2004 - Государственный советник Президента РУ по аграрным вопросам.
Председатель Республиканской комиссии по координации и контролю за сбором и сдачей на переработку лома и отходов черных и цветных металлов (2001).
После того, как к середине 90-х годов Ислам Каримов лишил двухпалатный парламент фактической власти и стал авторитарным правителем, он сразу же возвысил самаркандский клан во главе с Исмаилом Джурабековым. Это была благодарность за поддержку в рашидовские времена.
Именно Джурабеков способствовал тому, что Ислам Каримов сначала стал главным инженером Ташсельмаша, потом перешел на работу в Госплан, и вскоре стал министром финансов. Ислам Каримов стал первым секретарем Кашкадарьинского обкома также благодаря усилиям Исмаила Джурабекова. Джурабеков помогал Исламу Каримову как молодому члену своей самаркандской махаллы.
После обретения Узбекистаном независимости, Каримов, уже на посту президента, отблагодарил Джурабекова: назначил его первым заместителем премьер-министра, фактически сделав вторым лицом в стране, неофициальным вице-президентом. Кадровые вопросы тогда решались только под контролем Исмаила Джурабекова. Джурабеков привел в высшие эшелоны власти преданным ему людей. К концу 1998 года он курировал почти все сферы экономики: начиная от сельского хозяйства и экспорта хлопка, кончая финансовыми вопросами и валютными операциями.
В эти годы Джурабеков стал серым кардиналом узбекской политики. Его прозвали «узбекским танком».
В конце 90-х «золотой век» самаркандского клана внезапно окончился: в начале 1999-го года Джурабеков был уволен с поста первого заместителя премьер-министра и отправлен на пенсию.
Свалил Джурабекова советник Каримова по кадровым вопросам, глава ташкентского клана Тимур Алимов. Вначале Алимов «потренировался» на другом советнике Каримова, Мавляне Умурзакове.
Тимур Алимов стал близким другом Умурзакова и установил за ним тотальное наблюдение - прослушку и видеозапись его действий. Копил и документальный компромат.
В один прекрасный день он познакомил президента с плодами своей «работы», и Умурзаков был мгновенно уволен. Самым весомым поводом для изгнания Умурзакова стали махинации с экспортом хлопка.
После этого Каримов стал безоговорочно доверять Алимову. Став доверенным лицом Каримова, Алимов стал привлекать на ключевые должности своих родственников и родственников жены, а затем - земляков из Ташкента.
К концу 90-х годов Алимов стал выдвигать в политическую элиту выходцев из Ферганской долины. Почему ташкентский клан начал привлекать выходцев из Ферганской долины? Известный узбекский оппозиционер и политэмигрант Усман Хакназаров в статье, опубликованной на портале «Русская Испания», пишет, что у Алимова сложился альянс с главарями ташкентской мафии, выходцами из Ферганы:
«К концу 90-х годов главари ташкентский мафии сумели подчинить себе мафиози долины. Кроме того, два самых крупных мафиози г. Ташкента (Салим Абдувалиев и Гафур Рахимов) родом являются ферганцами. Поэтому у них особых разногласий со своими земляками и не было. И теперь ташкентские мафиози представляли своему "депутату" в президентском аппарате Тимуру Алимову кандидатуры своих ферганских коллег. Нужно сказать, что если Исмаила Джурабекова поддерживают самаркандские мафиози, то Тимура Алимова - ташкентские мафиози».
О связи бывшего первого секретаря Ташкентского обкома КПСС Тимура Алиева с мафией известно давно, хотя в Узбекистане все факты такого рода не принято вспоминать.
Известный российский журналист Андрей Калитин пишет в своем документальном расследовании:
«В начале 1990-х годов за спекуляцию были арестованы сыновья бывших первых секретарей Ташкентского и Бухарского обкомов партии. Самым резонансным был арест сына Алимова. Оказалось, что в Узбекистане действовала целая сеть, перекачивающая через счета ВЛКСМ деньги в торгующие товарами народного потребления кооперативы.
В силу национальных особенностей современного Узбекистана говорить об истории становления кооперативного движения в республике не принято и даже опасно. Прежде всего, потому что Гафур Рахимов и Салим Абдувалиев стали респектабельными бизнесменами и контролировали крупные производственные активы. После получения Узбекистаном суверенитета они считались главными финансистами Тимура Алимова».
Добившись огромного влияния на президента Каримова, Алимов стал регулярно заносить ему компромат на Джурабекова.
В конце концов Каримов подписал указ об увольнении Джурабекова. В отместку тот передал властям Таджикистана документы, свидетельствующие, что мятежный узбекский полковник Махмуд Худойбердиев, враг президента Таджикистана Имомали Рахмона, скрывается в Узбекистане и что его мятеж финансировался Узбекистаном. Передал также доказательства того, что после мятежа Махмуд Худойбердиев работал в министерстве обороны Узбекистана. По российским телеканалам в 1999-м году прошли сюжеты, где президент Имомали Рахмон кричал в телекамеры, что всю смуту в Таджикистане затеял Ислам Каримов.
Каримов вызвал уволенного серого кардинала на ковер, но тот очень спокойно заявил, что располагает убойным компроматом на него и потребовал восстановления в должности и увольнения Алимова, который, по его данным, собирается свергнуть самого Каримова.
Каримов прислушался к его словам, так как претензии Алимова на верховную власть к тому времени не были для него секретом.
Поводом для отстранения ставленников Алимова с ключевых постов стали взрывы 16 февраля 1999 года в Ташкенте. После них на место ташкентских снова стали приходить самаркандские.
В конце 1999 года Джурабеков был назначен советником президента по вопросам сельского хозяйства, Алимов был снят с поста советника по кадровым вопросам и назначен начальником контрольно-ревизионной инспекции аппарата президента. Причем Алимов и возглавляемый им ташкентский клан сразу же стали интриговать против Джурабекова.
Некоторое время дуэль серых кардиналов была заочной, но однажды Джурабеков вызвал своего врага в свой кабинет и заставил написать заявление об увольнении по "собственному желанию".
Алимов чуть ли не на коленях упросил Джурабекова разрешить ему самому зайти к президенту с этим заявлением. Джурабеков дал слабину и согласился.
Войдя в кабинет Каримова, Алимов запугал президента самым наглым шантажом и через час победоносно вышел из его кабинета, удержавшись на своей должности.
В январе 2004 года Джурабеков все-таки ушел на пенсию. Против него сразу же возбудили уголовное дело по ряду обвинений, самыми серьезными из которых были "хищения в крупных размерах" и "превышение должностных полномочий".
Согласно материалам Генпрокуратуры, "преступно-халатное отношение Исмаила Джурабекова к своим служебным обязанностям повлияло на снижение объемов производства в сельском хозяйстве".
В 2005 году бывший серый кардинал Узбекистана покинул страну.
Тимур Алимов переиграл своего соперника, а в январе 2015 года завершил свой земной путь. Вот один из некрологов, весьма знаменательный:
«Бывший советник президента по кадровым вопросам Тимур Алимов умер в возрасте 78 лет утром 19 января в Ташкенте. Как сообщает узбекская служба Радио Свободы (Озодлик) Алимов похоронен в понедельник на кладбище близ киностудии “Узбекфильма”. Тимур Агзамович Алимов с 1985 по 1988 годы занимал должность первого секретаря Ташкентского обкома партии. Алимов приходился племянником известному узбекскому поэту Гафуру Гуляму и в связи с этим быстро поднимался по карьерной лестнице, отмечает издание. По словам журналиста Шарофа Убайдуллаева, в 1985 году, когда Кремль инициировал “Хлопковое дело” в Узбекистане, Алимов принимал активное участие в репрессиях того времени и стал причиной несправедливых арестов десятков людей. К моменту Независимости, Алимов занимал пост советника президента по кадровым вопросам. По словам того же Шарофа Убайдуллаева, руководивший кадрами в аппарате президента Алимов, в качестве лидера “Ташкентского клана”, уволил и бросил в тюрьмы десятки специалистов. Именно Алимов вывел на политическую арену нынешнего премьер-министра».
Итак, нынешний премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиёев - выдвиженец Тимура Алимова. Так же как и вице-премьер Рустам Азимов. Азимова ташкентский клан прочил в преемники Каримова еще в конце 90-х.
Третий кандидат на преемничество - глава Службы национальной безопасности (СНБ) Рустам Иноятов, действующий в альянсе с главой правительства.
Если Мирзиёев и Азимов - публичные политики, которые готовы официально вселиться в Аксарай (президентский дворец в Ташкенте) в случае победы на президентских выборах, то Иноятов всегда выступал как серый кардинал, и вряд ли изменит своему стилю.
Скорее всего преемником Ислама Каримова станет один из членов этого триумвирата. И это будет делом самого ближайшего будущего. В любом случае преемник Каримова будет опираться на Ташкентский и Самаркандский кланы и госбезопасность.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.