Кто станет преемником Каримова — вопрос до сих пор открытый. И, понятно, что он будет решен (а может быть уже принципиально решен) в ходе закулисной борьбы и переговоров в узком кругу высших лиц государства, к числу которых можно отнести всего лишь трех человек - премьер-министра Шавката Мирзиёева, вице-премьера Рустама Азимова и руководителя Службы национальной безопасности Рустама Иноятова.
Кто эти люди, кто за ними стоит и к чему они стремятся?
Аппаратчик
Шавкат Мирзиёев называется наиболее вероятным преемником Ислама Каримова. Он возглавляет правительство с 2003 года, курируя сельское хозяйство и вопросы развития регионов. Его предшественники на посту премьера не могли долго удержаться на этой неспокойной должности - один был слишком интеллигентен, другой - нерешителен, третий - слишком умен. А вот Мирзиёев полностью подошел Исламу Каримову как послушный исполнитель его воли. С подчиненными Мирзиёев груб и деспотичен, не чурается рукоприкладства и брани. Хитер, но не слишком умен, прямолинеен, вспыльчив. Мирзиёев копировал Каримова в его отрицательных качествах, которые, правда, в авторитарных режимах не считаются недостатками. Слабым местом Мирзиёева было и остается не слишком престижное образование. Он закончил Ташкентский институт ирригации и механизации сельского хозяйства.
Сельским хозяйством Узбекистана Мирзиёев управляет директивно, даже жестоко. Так, в прошлом году он провел операцию «Секач» («Ойболта»), в ходе которой у фермеров, не выполнивших задание по сбору хлопка или имеющих задолженность перед государством, конфисковывались автомобили и скот.
12 октября 2015 года в ходе селекторного совещания Мирзияев подверг жесткой критике приостановление работы спецгруппы под названием «Ойболта». Наманганские фермеры свидетельствуют:
«Он сказал: «Было же у нас мероприятие под названием «Ойболта», начните его с завтрашнего дня». Он поручил начальнику судебно исполнительного департамента создать с завтрашнего дня группу и заявил ему: «Иди на поле фермера, скажи, чтобы выполнил план. Пойди домой к фермеру-должнику, который не может выплатить кредит, отберу у него машину, скот, если нет, то сними шифер с крыши его дома»… В случае отсутствия у фермера возможности выплатить долг, премьер-министр в ходе совещания приказал чиновникам заявить фермерам следующее условие: «Продай на базаре дочь, жену, сестру, да хоть из под земли найди деньги, но выплати долг и закрой кредит».
Репрессивные методы сбора урожая хлопка в 2015 году связаны с тем, что Мирзиёев взялся довести убор хлопка машинным способом до 90 процентов, при этом зная, что это невозможно, так как в стране просто нет такого количества хлопкоуборочной техники, поэтому пришлось выжимать все соки из простых фермеров, при том, что год был неурожайный.
Интересную характеристику Мирзиёеву дал таинственный узбекский политолог Усман Хакназаров. Таинственность его состоит в том, что Хакназарова никто никогда не видел. Про мнению ряда узбекских медиаэкспертов Усман Хакназаров - это коллективный псевдоним(вроде знаменитого Козьмы Пруткова) группы бывших сотрудников Службы национальной безопасности Узбекистана. Если учесть, что публикации Хакназарова появляются на правозащитных медиаресурсах, то вполне возможно усмотреть здесь след какой-то мощной западной спецслужбы. Тем не менее фактологию этого политолога пока еще никто не опроверг. Вот что Хакназаров написал о Мирзиёеве еще в бытность того Самаркандским хокимом (губернатором):
«В плане финансовых возможностей он, конечно, не может состязаться с Рустамом Азимовым. Однако его очень ценит президент Каримов. За что? …Мирзиёева можно назвать молодым Каримовым: он похож на президента по всем меркам. Во время работы на посту губернатора Джизакской области он регулярно практиковал публичное избиение глав районных администраций, председателей колхозов, руководителей местных предприятий. Практику жестокого избиения подчиненных он не прекратил и по сей день, на посту губернатора Самаркандской области.»
Став премьером, Мирзиёев умело манипулировал распределением материальных и финансовых ресурсов, тонко управлял рейдерскими операциями против иностранных компаний и возможно уже наверстал свое отставание от Азимова в плане личного благосостояния.
У Мирзиёева отличные отношения с Кремлем, и, как пишет The Washington Post, семья Мирзияева связана с российским олигархом Алишером Усмановым.
Племянница премьер-министра Диёра Мирзиёева в 2009 году вышла замуж за племянника росийского миллиардера Алишера Усманова Бабура. У них родилась дочь. По слухам, президент Каримов и ряд высших должностных лиц Узбекистана к этому союзу отнеслись крайне неодобрительно..
Бабур Усманов, любимцец Алишера Усманова, который растил его как преемника, погиб в автокатастрофе в Ташкенте.
Трагедия произошла в среду, 8 мая, в Ташкенте, куда Усманов приехал на свадьбу своей двоюродной сестры из Швейцарии. Около 5 утра по местному времени недалеко от супермаркета «Восторг», расположенного на улице Навои, красный «Форд Мустанг» на огромной скорости врезался в ограждение. За рулём по официальной версии был сам Усманов. Сразу же после этой трагедии поползли слухи, что это было заказное убийство. Ведь всем хорошо известно, что дядя Бабура запретил ему самому управлять автомобилем и выходить из дома без охраны.
Диёру Усманову, племянницу Шавката Мирзиёева и вдову Бабура Усманова, называют «узбекской Марией-Антуанеттой». Ее дочь, внучка российского миллиардера, теперь единственная кровная наследница его огромного состояния.
Шансы Мирзиёева стать преемником Каримова велики. Характерно, что несмотря на то, что согласно статьи 90 конституции РУ вторым лицом государства является спикер Сената (третьим - спикер нижней палаты парламента, а премьер - лишь четвертый в табели о рангах), председателем комиссии по организации похорон Ислама Каримова стал именно Мирзиёев.
Похоже, что преемник уже выбран. Но это не означает, что клановых распрей не будет, и что его гипотетические конкуренты смирятся со своим проигрышем. Поэтому стоит присмотреться и к другим сильным личностям узбекского политикума.
Финансист
Самая сильная сторона Азимова - его образование: он окончил партийную школу в Ташкенте, исторический факультет Ташкентского государственного университета, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства(экономический факультет) и получил магистерскую степень в Оксфорде. Он сын известного узбекского ученого академика Садыка Азимова и считается грамотным финансистом. В 1992–1998 годах работал в Европейском банке реконструкции и развития, был председателем Национального банка внешнеэкономической деятельности, а затем стал первым вице-премьером и министром финансов.
Азимов был наиболее прозападной фигурой в окружении Ислама Каримова. Хорошо информированный Усман Хакназаров пишет, что о размере состояния Азимова можно судить по тому, что в свое время бывший генпрокурор Узбекистана Буриташ Мустафаев собрал на него «тридцать толстых томов документов, подтверждающих участие молодого банкира в крупных валютных махинациях. Тогда, в конце 90-х годов, Мустафаев не успел использовать их, так как у власти были уже представители ташкентского клана. Кстати, сейчас эти тома Б. Мустафаева по требованию Исмаила Джурабекова переданы на вооружение Закира Алматова» (тогдашнего главы МВД- В.П,).
В 90-е годы Ташкентский клан видел именно Рустама Азимова в качестве преемника Ислама Каримова. Не исключено, что памятуя тогдашние интенции ташкентцев и самого Азимова, Рустам Содикович был арестован и помещен под домашний арест сразу после смерти Ислама Каримова.
Тем самым гипотетические амбиции Рустама Азимова на данный момент обнулены тандемом Мирзиёев-Иноятов. О всесильном «раисе»(начальнике) узбекской госбезопасности Иноятове, стоит рассказать особо.
Чекист
Рустам Иноятов родился в Сурхандарьинской области УзССР в 1944 году. Он окончил факультет востоковедения Ташкентского государственного по специальности «иранистика». Владеет, кроме родного узбекского, персидским, русским и английским языками. По окончания университета служил в армии, где и поступил на службу в КГБ СССР.
В дальнейшем он служил на различных офицерских должностях в КГБ УзССР, в ПГУ КГБ СССР (внешней разведке). В 1976-1981 годах был сотрудником резидентуры в Афганистане под дипломатическим прикрытием. Службу национальной безопасности Узбекистана он возглавил более 20 лет назад, в июне 1995 года. В 1999 году ему присвоено звание генерал-полковника.
Рустам Иноятов не терпит конкуренции в профессиональной сфере и почти сразу после того, как возглавил СНБ, по его инициативе было ликвидировано ГРУ Минобороны Узбекистана. Часть подразделений военной разведки расформировали, а часть передали в СНБ
Ислам Каримов оценил его в полной мере в год Андижанского бунта. Жестокое подавление беспорядков вызвало резкую реакцию Запада. Крайним за это сделали главу МВД Закира Алматова, которому вручили орден и отправили в отставку. Дело было в том, что Алматов имел нешуточные властные амбиции, а серьезно больной диабетом Иноятов таких амбиций не имеет.
Сегодня Рустам Иноятов полностью контролирует все силовые структуры Узбекистана и на всякий случай имеет собственную армию, куда входят самые боеспособные узбекские подразделения: пятитысячная бригада быстрого реагирования, созданная на основе Чирчикской команды специального назначения, пограничные войска, включая Термезскую речную флотилию, отряд спецназа «Ц» и отряд спецназа «ОК Ташкент».
В конце 90-х годов Иноятов стал формировать свою собственную финансовую империю. Он взял под контроль своего ведомства движение материальных и денежных ресурсов, экономические преступления и коммерческими операциями государства за рубежом. Он не совершал рейдерских захватов предприятий, не выдавливал своих конкурентов при помощи «маски-шоу-сил», а «тихо и неспеша проникал в финансово-экономическую систему и внешнеторговые операции, расставляя везде своих людей, участвовал в перераспределении государственных ресурсов, включая бюджетные, получил доступ к банковским активам. В итоге он взял под контроль торговлю хлопком, для этого через аффилированных лиц открыв внешнеторговую фирму, и чтобы «очистить» продукт от бойкота за принудительный детский труд, хлопок оформляли как из Виргинских островов; позже он начал скупать земельные участки в Швейцарии, Латвии, Испании, Латинской Америке, России, Израиле, Крыму, посчитав недвижимость лучшим вложением капиталов.
…Он приватизировал пансионаты «Золотые Пески», «Тельтору», «Рохат» и «Диларом», расположенные на берегу озера Иссык-Куль, Кыргызстан, и они сейчас обеспечивают ему стабильную прибыль от туризма, по некоторым данным, доход достигает $2-3 млн. в год… Ныне Иноятов контролирует дилерскую продажу автомобилей Асакинского завода на внутреннем рынке, получая «шапку» с каждой проданной единицы в $2-3 тыс. (около $200 млн. в год). Под его сферой внимания также предприятия по транспортировке грузов через Национальную авиакомпанию «Узбекистон хаво йуллари» и представительства НАК за рубежом, где работают доверенные лица Иноятова.
Усман Хакназаров в своих статьях, опубликованных на прозападных правозащитных сайтах, обвиняет Рустама Иноятова во всех смертных грехах и сравнивает его с Юрием Андроповым. Было бы странно, если бы у бывшего советского разведчика, прошедшего Афганистан, и возглавившего госбезопасности восточной деспотии, которой по факту является нынешний Узбекистан, не было бы таких грехов и амбиций.
По слухам, именно Иноятов выдвинул Мирзиёева на должность премьер-министра. И совершенно ясно, что именно он нейтрализовал прозападного финансиста Азимова, поместив его под домашний арест.
Вот такие люди стоят у руля в посткаримовском Узбекистане. Я не ответил пока на вопрос, который задал в начале своей статьи: к чему они стремятся?
Представляется, что лучше всего охарактеризовал таких людей Мао Цзедун много лет тому назад:
«К власти на местах в СССР…пришли националисты, карьеристы, взяточники…Когда придёт время, все они сбросят маски, выбросят партбилеты и будут в открытую править своими уездами как феодалы и крепостники…»
Автор: Владимир Прохватилов, президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.