По сообщению казахстанского ресурса Tengrinews.kz 7 декабря сотрудниками Комитета национальной безопасности Казахстана совместно с Национальным бюро по противодействию коррупции и Министерством внутренних дел «в Актюбинской области и ряде других регионов страны» начата масштабная спецоперация «по пресечению деятельности организованных преступных групп, занимающихся хищением и незаконным оборотом нефти и нефтепродуктов».
Небольшой видеоролик, иллюстрировавший один из эпизодов «спецоперации», свидетельствовал, что речь шла вовсе не о задержании коррумпированных чиновников, а, скорее, о захвате вооруженных боевиков группой спецназа.
Это подтверждается и тем, что в сообщении говорится также о задержании «членов преступной группировки, состоящей из приверженцев радикального салафизма, которая оказывала так называемое «криминальное» покровительство лицам, осуществляющим хищение нефти».
Официальный представитель министерства информации и коммуникации РК Арсен Бектасов сообщил, что задержания проводились в Актобе (Актюбинске), а районе нефтеперерабатывающего завода, а также в разных частях города. «Цели спецоперации и задачи, стоящие в рамках задержания в разных частях города, не разглашаются», - добавил он.
Обтекаемые и размытые формулировки в отношении целей спецоперации казахстанских контрразведчиков означают, что в стране проводится масштабная антитеррористическая операция, но власти не хотят акцентировать на этом внимание общественности.
«Криминальное покровительство» исламистского подполья преступникам, расхищающим нефть, означает, что террористам удалось наладить финансирование своей деятельности из внутренних казахстанских источников, внедрив на нефтеперерабатывающее предприятие свою агентуру.
Выяснилось, что этот завод ранее принадлежал бывшему мэру Актобе Сергею Лапшину, объяснившему местной прессе, что «раньше он был моим личным, но год назад мы его сдали в инвестфонд, теперь этот завод у государства».
На сайте aktoberefinery.kz указано, что ТОО «Актобе нефтепереработка» возглавляет 27-летний Ильяс Тасмагамбетов (племянник вице-премьера Казахстана Имангали Тасмагамбетова), который в 2008 году окончил школу бизнеса Regents в Лондоне, а в 2011-м – Казахский экономический университет имени Рыскулова в Алматы, по специальности «Финансы». С 2014 года стал гендиректором ТОО «Актобе нефтепереработка». Отец Ильяса Курмангали – брат Имангали Тасмагамбетова. С 2014 года Курмангали замглавы Мангистауского департамента госдоходов. У Ильяса Тасмагамбетова более 17% акций ТОО «Актобе нефтепереработка».
Отметим, что Имангали Тасмагамбетов ранее занимал должности руководителя администрации президента Казахстана, госсекретаря и премьер-министра республики, то есть реально мог рассматриваться как преемник президента Н. Назарбаева. Сейчас он всего лишь заместитель премьер-министра Республики Казахстан по вопросам социального развития, образования и здравоохранения. Должность немаленькая, но далеко не ключевая.
В интернете некоторые комментарии казахстанцев по поводу спецоперации на заводе были безаппеляционными:
«Завод, что, работал на радикалов де факто? С учётом расчёта производственной мощности и срока эксплуатации. Однаааако....».
Другие комментаторы трактовали иначе:
«Не завод работал на радикалов, а радикалы покрывали воров. Есть разница».
На мой взгляд, разницы нет. В любом случае часть прибыли от нефтепереработки уходила на финансирование исламистского подполья.
И, возможно, именно на эти средства был организован теракт в Актобе 5 июня этого года, ответственность за который взяла на себя так называемая «Армия освобождения Казахстана».Тогда группа вооруженных людей напала на два городских оружейных магазина, убив и ранив несколько человек, и захватила 17 единиц огнестрельного оружия. Затем экстремисты совершили нападение на войсковую часть № 6655 Национальной гвардии Казахстана, пытаясь проникнуть в оружейные комнаты. Встретив серьезный отпор, нападавшие отступили, часть из них скрылась. Потери военных составили 3 человека убитыми и 6 ранеными.
Тогда власти Казахстана отрицали исламистский след в этом теракте, а «Армию освобождения Казахстана» объявили несуществующей.
28 июня этого года по инициативе руководства Росгвардии РФ состоялся круглый стол, на котором обсуждались подрывные технологии так называемых «цветных революций». В своем выступлении я отметил, что в современных условиях происходит синергия исламистских сетевых структур с криминальными ОПГ, что в сущности подтвердилось в ходе проведенной в Казахстане спецоперации.
В июле были захвачены террористы, которые собирались совершить нападение на российский военный объект «Балхаш-9» в Казахстане.
Комментируя эти теракты, я писал, что в «Казахстане существуют мощные сетевые структуры исламистского подполья, финансируемые разведками ряда арабских стран, за которыми стоят спецслужбы ведущих государств Запада. Очевидна и связь экстремистов с рядом чиновников и силовиков».
Кроме того, я обратил внимание на то, что «события в Казахстане - и массовые протесты и теракт в Актобе - указывают на наличие мощного оперативного планирования, которое может осуществлять координационный центр, работающих в интересах спецслужб ведущих государств Запада. Называя вещи своими именами, это стиль МИ-6 и ЦРУ. Характерно, что эти разведывательные организации никогда не действуют напрямую в таких спецпроектах, а используют «прокладки», как правило, спецслужбы Саудовской Аравии и Катара, если речь идет о подрывных действиях в Средней и Центральной Азии».
По ряду косвенных признаков можно заключить, что в последнее время усилилось давление со стороны влиятельных сил Запада на руководство входящих в СНГ стран Средней и Центральной Азии с целью ослабить их сотрудничество с Россией.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев несколько дней тому назад дал интервью агентству «Bloomberg», в котором сказал, что не планирует передачу власти по наследству, подчеркнув, что «переход власти прописан в Конституции».
Сразу же после этого интервью он сделал резонансное заявление:
«Во времена царской России все богатства из земли вывозились, а нам просто оставляли перекопанную землю и заставляли глотать пыль. У нас даже дорог внутри страны не было… Потому что мы были колонией».
Однако, опыт показывает, что ни декларирование приверженности к демократическому пути передачи власти, ни антироссийские высказывания не могут остановить работу зарубежного «оперативного центра», деятельность которого направлена на продвижение интересов США и Великобритании, а отнюдь не независимого Казахстана. Сегодня, когда избранный президент США Дональд Трамп намерен снять все ограничения на добычу и экспорт нефти для американских нефтепромышленников, перед «оперативным» центром ставятся задачи дестабилизации политических режимов в странах - экспортерах нефти, чтобы избавиться от конкурентов на мировых рынках. И Казахстан исключением не является.
Выпускник лондонской школы бизнеса, племянник вице-премьера Казахстана Ильяс Тасмагамбетов, возглавляющий завод, который крышевался исламистами, вероятно, может более подробно рассказать о методах такой дестабилизации. Если, конечно, его вызовут на допрос.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.