globallookpress.com
14 декабря утром в Алеппо возобновились бои между проправительственными силами и отрядами вооруженной оппозиции, которые должны были выйти из города по представленным им для этого «коридорам».
Джихадисты атаковали позиции Сирийской Арабской армии (САА) в районах Салах-ад-Дин и Сейф ад-Дауля. Западные кварталы города подверглись ракетному обстрелу, в результате чего шесть человек погибло и несколько горожан были ранены.
Британская «Гардиан» сообщила, что выход из города более тысячи человек был блокироваан на контрольно-пропускном пункте «проиранскими ополченцами» (Iran-backed militias), «несмотря на соглашение о прекращении огня, заключенное при посредничестве турецкой разведки и российской армии».
«Повстанцы» в восточном Алеппо заявили, как пишет издание, что они поддерживают соглашение, но поддерживаемые Ираном вооруженные формирования блокировали их, «потому что сделка была достигнута без участия Асада или Ирана».
Бассам Мустафа, член политсовета группировки «Noureddine Zinki», одной из главных групп вооруженной оппозиции в восточном Алеппо, заявил, что оппозиция будет соблюдать соглашение о прекращении огня, но этому препятствуют, как он выразился, «сектанты-ополченцы», то есть подразделения проиранских шиитов из Хезбаллы.
После этого Иран, как сообщает Reuters, предложил свои условия прекращения огня, согласно которым должны быть эвакуированы жители двух шиитских деревень Фуа и Кефрайя, осажденных «повстанцами», в провинции Идлиб к западу от Алеппо в обмен на эвакуацию из Алеппо боевиков и гражданского населения.
Абдул Салам Абдул Разак, военный представитель «Noureddine Zinki», сообщил, что эти условия приняты и эвакуация начнется «в ближайшие часы». Функционер другой вооруженной группировки «Jabha Shamiya» сказал корреспонденту Reuters, что эвакуация должна начаться в 6 утра 15 декабря.
Местные источники сообщали, что шиитские боевики, преградившие дорогу для эвакуации, обстреливали даже машины скорой помощи «Красного полумесяца». В блокировании отхода вооруженной оппозиции из восточного Алеппо участвовали не только отряды Хезбаллы, но и иранские подразделения.
Вооруженный конфликт в Сири и Ираке давно уже превратился в религиозно-этническую войну суннитов против шиитов. Шииты Ирана и ливанской Хезбаллы считают алавитское население сирийской Латакии, вотчины Башара Асада, практически единоверцами. А сунниты, составляющие большинство в Сирии, и меньшинство в Иране, напротив, считают шиитов и алавитов еретиками.
Когда суннитские отряды захватывают шиитское поселение, или шииты - суннитское, как правило, происходят жестокие репрессии против мирного населения. Поэтому забота иранцев о своих единоверцах в двух окруженных боевиками-суннитами деревнях вполне объяснима.
Трудно понять переговорщиков из России и Турции, которые не учли или не захотели учесть пожелания иранского командования, хотя наземная операция в Алеппо проводится силами в том числе и иранских подразделений.
Безусловно, военным контингентом, составленным из подразделений разных государств (Сирии, Ирана, России) управлять непросто. Далеко не каждый военачальник обладает харизмой Наполеона или Суворова, умевших сплотить разношерстное воинство ради достижения общей цели.
В нашем случае никакой общей цели не существует априори. Башар Асад и полностью поддерживающий его Иран хотят отвоевать у боевиков- суннитов максимально возможную территорию Сирии. Турки стремятся расширить свои границы, создав на границах с Сирией и Ираком буферные зоны-протектораты. У американской коалиции есть явный враг - ИГИЛ (запрещен в РФ). Все остальные не более чем ситуативные партнеры или ситуативные оппоненты (в том числе и Россия).
Что касается ситуации в сирийском руководстве, то за последние пару лет не проходит и месяца, чтобы не был убит тот или иной шеф сирийской разведки. На сегодняшний день в военном руководстве Сирии доминируют «проиранские» офицеры.
Безусловно, в ближайшее время вооруженная оппозиция полностью покинет Алеппо, который формально перейдет под контроль Башара Асада. В город зайдет контингент САА. Если в маленькой Пальмире стоял гарнизон примерно в четыре тысячи бойцов плюс российские советники и «ихтамнеты», то для Алеппо потребуется как минимум дивизия.
Заявлено, что следующей целью «победоносной» армии Башара Асада будет провинция Идлиб. Именно туда выходят боевики из Алеппо и других осажденных поселений Сирии. Но вряд ли это наступление состоится в ближайшее время, так как у Асада просто не хватает сил для этого.
Характерно, что в обороне Пальмиры, да и в других наземных операциях принимало участие ополчение-шабиха. Эти отряды сформированы из бывших территориальных карательных отрядов, которыми командовали еще до гражданской войны ближайшие родственники Асада. Суннитское большинство Сирии Асада не поддерживает. Вчера в Идлибе прошел митинг местных жителей, которые требовали, чтобы в город пришли отряды ИГИЛ, чтобы защитить интересы суннитского населения.
Складывается ситуация, что чем больше разгорается пламя войны в Сирии и Ираке, тем больше местное суннитское население поддерживает джихадистов. Ряд экспертов считает, что это происходит вследствие эффективной социальной политики руководства ИГИЛ. На это можно возразить, что на безрыбье и рак рыба. Ни Башар Асад, ни шиитское руководство Ирака не предлагают суннитам вообще никакой «социальной политики». Поэтому захватывать с помощью иноземной авиации населенные пункты с враждебным населением становится все сложнее. Да и военное руководство ИГИЛ продемонстрировало, что может осуществлять успешные атакующие операции, даже не имея средств ПВО.
На сегодняшний день джихадисты, взяв Пальмиру, окружили авиабазу Тиас (Т-4), без боя взяли город Эль-Карьятейн и подошли вплотную к городу Хомс, столице одноименной провинции.
Если вдобавок к разгулявшимся на просторе сирийской пустыни джихадистам еще и турки возьмут Эль-Баб, находящийся буквально на задворках Алеппо, где компактно проживает изрядное число туркоманского населения, интересы которого близки «отцу всех турок» Эрдогану, то Башару Асаду и его иранским союзникам придется думать скорее о сохранении завоеванного Алеппо, чем о дальнейших наступательных действиях.
Что касается российских интересов, то штурм и взятие Алеппо нанесло им сокрушительный удар, так как после этого стали в повестку дня гораздо более серьезные антироссийские санкции стран Запада. Получается, что наши поражения вызывают насмешки, а победы - экономические репрессии. В таких условиях, наилучшим выходом из стратегического тупика может оказаться уход с театра военных действий или по крайней мере переход к стратегической обороне.
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.