globallookpress.com
7 февраля исполняется 25 лет со дня подписания договора о создании Евросоюза. За четверть века он состоялся и укрепился, хотя сегодня переживает очень непростые времена. Укрепится ли он ещё, как мечтают еврооптимисты, или же развалится, как предрекают ЕС евроскептики?
7 февраля 1992 года – особая дата в истории европейской интеграции. Именно в этот день в голландском Маастрихте был подписан договор о преобразовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или «Общий рынок») в Европейский Союз (ЕС). Документ означал выход европейского единства на новый уровень – к экономическому объединению добавлялось политическое, социальное, правовое. А к ним уже прилагались почти все остальные.
Под документом стояли подписи представителей 12 стран – Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии и Франции. Именно они считаются странами-учредителями Евросоюза, и по их числу на синем полотнище ЕС изображены 12 звёзд. После завершения формальностей, связанных с его ратификацией, 1 ноября 1993 года договор вступил в силу.
За 25 лет Евросоюз проделал огромный путь. В 1993 году выработали копенгагенские критерии для стран-кандидатов. В 1995 году заработали Шенгенские соглашения о свободном перемещении. В 1997 в Амстердаме и 2000 г. в Ницце были подписаны ещё два документа, укреплявшие Евросоюз и превращавшие его в подобие государства. Наконец, в 2007 году подписали и в 2009 году ратифицировали Лиссабонский договор, лежащий в основе ЕС сегодня.
Евросоюз стал значительно шире. Если в 1993 году в него входили 12 государств, то уже в 1995-м присоединились Австрия, Швеция и Финляндия. В 2004 году случилось самое масштабное расширение: его ряды пополнили Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. В 2007 году в ЕС вошли Болгария и Румыния, в 2013-м – Хорватия. Правда, в 2016-м Великобритания проголосовала за выход, но это – отдельный разговор. 27 стран-членов – всё равно более чем вдвое больше, чем 12.
Единая Европа задумывалась как пространство процветания, без границ и со стабильной экономикой, с общей валютой, с демократическими выборами, где все споры решаются в тиши чиновничьих кабинетов. Удалось ли выполнить хотя бы часть задуманного? Безусловно. Открытые границы внутри Евросоюза создали – пусть даже вследствие миграционного кризиса их пришлось немного «прикрыть». Единую валюту ввели. Войной никакие споры не решают – разбираются по-тихому в кабинетах. Власти всех стран выбираются на демократических выборах.
Евросоюз превратился в важного игрока на международной арене. По его образу и подобию пытаются строить свою интеграцию в Латинской Америке (МЕРКОСУР и УНАСУР). На него во многом равняются в Азии и Африке. Наконец, проводимая под руководством России евразийская интеграция в основе своей имеет те же принципы, что и ЕС. Нравится ли это кому-то из евразийцев-антизападников, но ЕАЭС в целом воспроизводит Евросоюз на другом пространстве.
Разве побежали ли бы Украина, Грузия, Молдавия или страны бывшей Югославии во что-нибудь, что бы было совсем отвратительным? Нет. В Евросоюзе действительно есть определённые стандарты, на которые хочется равняться (но в случае с названными странами до них – как до неба). Разве штурмовали бы толпы беженцев из стран Азии и Африки его границы, если бы ЕС был так плох? Разве бы толпились граждане России в очереди за вожделенной шенгенской визой? Едва ли. Значит, в нём что-то есть.
Прозрачные граница – вполне естественная европейская потребность. Страны на континенте – маленькие, и бесконечные контроли-таможни действительно мешали жить. Единая валюта – тоже вещь естественная. Возьмём Бельгию. В ней раньше ходил свой франк. Всего 50 километров к югу – и надо менять его на французский. 50 километров к северу – и уже голландский гульден. 50 к востоку – немецкая марка. Потому введение евро кажется вещью вполне разумной и отвечающей потребностям людей.
А такая вещь, как Шенгенская виза, значительно облегчает жизнь гражданам других стран, приезжающих в Евросоюз. Да, получить её сложно, многие правила для граждан России кажутся неоправданно жёсткими. Ждать порой приходится по несколько недель. Но если ты получаешь визу – имеешь возможность спокойно ездить сразу по нескольким странам. И даже паспорт с собой можно не захватывать, если едешь, скажем, из Мюнхена в Милан через Австрию…
Но это не значит, что Евросоюз – рай земной и вершина исторического развития человечества, эдакий «коммунизм, только демократический и либеральный». С самого момента его создания не всё пошло гладко. Так, Маастрихтский договор на референдуме одобрили всего 51% французов, датчане проголосовали за него только со второго раза, а англичане предусмотрительно вообще не стали у народа ничего спрашивать. А то бы Brexit мог произойти ещё где-нибудь в 1995-м.
Расширение 1995 года должно было стать больше, но подданные Норвегии на референдуме 1994-го сказали вступлению в ЕС «нет». Двумя годами ранее жители Швейцарии и вовсе не разрешили своему правительству даже начать переговоры о вступлении. И вряд ли швейцарцы и норвежцы пожалели о своём решении. Уровень доходов в них на порядок выше, чем в Германии, Голландии или Швеции. Конечно, ЕС мечтает их заполучить, но те не хотят…
Некоторые вещи не стали обязательными даже для государств «старой» Европы. Великобритания и Ирландия как не вошли в «Шенген», так и не собираются (правда, Норвегия и Швейцария туда вошли). Дания туда вошла, но с ограничениями. Англичане, датчане и шведы отказались вводить у себя евро. В дальнейшем их примеру последовала Чехия, которую признали «пригодной» для введения единой валюты, но та сама не захотела. Жизнь показала, что все они не очень прогадали.
Было ещё желание принять европейскую конституцию, превращавшую ЕС в государство с флагом и гимном... Но вот жители Франции и Голландии на референдуме 2005 года такой вариант отвергли. Взамен приняли Лиссабонский договор (с меньшей степенью интеграции), но народ Ирландии в 2008-м его отверг. Только со второй попытки «гордые кельты», почуяв сильный удар экономического кризиса, его одобрили. Так что каждый новый виток евроинтеграции давался с трудом.
В XXI веке Евросоюз пополнился сразу 13 государствами, но насколько оправданным оказался такой шаг? Представляется, что политически для закрепления сферы влияния он был оправдан, а экономически – нет. ЕС ещё не «переварил» Грецию, Испанию и Португалию, долговой кризис в которых потащил единую Европу вниз, и выхода из которого (применительно к грекам), до сих пор не нашли. А тут ещё столько новичков, куда более бедных, чем греки или «пиренейцы»…
Можно сказать, что требованиям Евросоюза с натяжкой удовлетворяют только самые богатые из бывших соцстран – Чехия и Словения. Безработица в них на уровне Западной Европы, доходы сравнимы с Италией, промышленность и сельское хозяйство худо-бедно работают, с протянутой рукой они в Брюссель бегают не часто. С социальной защитой граждан тоже дело обстоит неплохо. Правда, по уровню жизни им до соседней Австрии – всё равно, как до неба. Равно как и до Голландии со Швецией.
Остальные вовсе выглядят как бедные родственники, вечно бегающие с протянутой рукой. Венгрия на четверть зависит от дотаций из Брюсселя, страны Прибалтики – на 20-25%, Польша – примерно та же картина. Миллионы поляков, сотни тысяч прибалтов работают в странах Западной Европы, потому что на родине или работы нет, или платят мало. Словакия кажется чуть побогаче, но всё равно – её граждане массово едут в Австрию и Чехию.
И уж совсем странно выглядят в единой Европе Болгария и Румыния, доходы в которых на душу населения ниже, чем в России. В них не осталось ни промышленности, ни сельского хозяйства, а туристическая отрасль в сравнении с Западной Европой находится на допотопном уровне. Уровень коррупции там настолько зашкаливает, что пришлось приставить контролёров из ЕС, следящих за расходами болгарского и румынского бюджетов. Даже в «Шенген» их не пускают – не готовы.
Последней приняли Хорватию, чем породили новый ворох проблем. Ведь вслед за ней в ЕС захотели и другие республики бывшей Югославии. Да и сами хорваты живут чуть богаче болгар и румын, сотнями тысяч работают в Германии, Австрии и Швеции, а их политиков то и дело ловят на мздоимстве. А что делать с тем, что хорватские паспорта имеют сотни тысяч не входящей в ЕС Боснии и Герцеговины? В общем, дошёл ЕС до «порохового погреба» Европы в лице Балкан…
А могут ли договориться внутри ЕС? Например, Италия и Голландия по квотам на производство сыра? Трудно им. А Польша и Греция по вопросу продления или непродления санкций в отношении России? Одни нас исторически недолюбливают, другие, напротив, относятся благожелательно. А интересны ли Венгрия отношения с Латинской Америкой в той же степени, что и Португалии? Вряд ли. Потому любое решение принимается со скрипом.
Нынешний кризис с беженцами обнажил давнюю проблему. В ЕС так и не выработали общие иммиграционные правила, правила предоставления пособий. И когда Германия сказала, что «справится», близкородственная Австрия пришла в ужас. А вместе с ней схватились за голову Чехия, Венгрия, Греция… И уже Евросоюз затрещал по швам, когда руководители отдельных государств так ни о чём толком не договорились, переваливая ответственность друг на друга.
И вряд ли бы народ Великобритании проголосовал бы за выход из ЕС, если бы в нём всё было столь прекрасно. Пока ничто не говорит о том, что за ней немедленно последует кто-то ещё, но критическая масса накапливается. А тех же Болгарию и Румынию могут из Евросоюза просто временно «попросить» - за несоответствие критериям членства. ЕС слишком расширился, его страны приняли слишком много мигрантов, и должен был настать миг некоего «перегрева».
Нельзя сказать, что ЕС в один миг развалится – в его основе лежит много разумных вещей, от которых европейцы вряд ли откажутся. Но в своём нынешнем виде Евросоюз уже явно не выглядит как воплощение «европейской мечты», как «демократический коммунизм». И чтобы механизм снова заработал, в нём придётся много чего поменять, что-то добавить, от чего-то отказаться. Иначе он будет напоминать не вершину развития Европы, а буксующую развалюху.
Ва
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.