Агентство «Associated Press» опубликовало «план Трампа по Сирии», который подразумевает «омоложение сотрудничества с Россией» (rejuvenate cooperation with Russia), и, как явствует из публикации, полностью зависит от этого.
У Соединенных Штатов «нет никакого аппетита для использования американских военных для свержения Асада», - говорится в статье.
«Советник Трампа по национальной безопасности, Герберт Макмастер, заявил в воскресенье, что США не планируют отправлять больше наземных войск», - пишет издание.
На фоне ускоренной переброски в Сирию и Иорданию американской бронетехники и спецназа такие заявления представляются дежурной дезинформацией потенциального противника. На данном этапе, как следует из обнародованного агентством AP «плана Трампа», это ИГИЛ (запрещен в в РФ) и Башар Асад.
Что касается России, которая названа «ключевой союзницей Асада», то «любой план США по Асаду» потребует сотрудничества с ней. И удары крылатыми ракетами призваны способствовать «переформатированию» отношений США и России по Сирии и восстановить разорванные связи (repairing fractured ties) между ними.
Со ссылкой на анонимных чиновников Госдепа, агентство сообщает, что «план Трампа» состоит из трех «фаз».
Цель первой фазы: разгром ИГИЛ. Вторая фаза - «стабилизация».
«После поражения ИГ или нейтрализации его угрозы администрация (Гоcдеп — В.П.) попытается организовать региональное перемирие между правительством Асада и повстанцами», - пишет издание.
На этом этапе предусматривается создание неких «промежуточных зон стабильности» («interim zones of stability»). Органы власти в этих зонах должны, по замыслу американцев, возглавить «местные лидеры, которые были вынуждены бежать».
Основная идея создания таких зон заключается в том, чтобы «суннитские силы контролировали преимущественно суннитские районы, курдские силы охраняли курдские районы и т. д».
Что касается правительства Асада, то его отношение к этим зонам описывается довольно туманно:
«The Assad government would be party to the stability zone» («Правительство Асада будет участвовать/присутствовать в этих зонах»).
Скорее всего, аналитики Госдепа в этом плане взяли на вооружение практику сирийских курдов, которые в контролируемых ими городах и селениях просто поднимают флаги Сирийской республики, не допуская правительственных чиновников и полицию.
Патрулировать зоны стабильности должна американская и арабская (?) авиация, «не сталкиваясь с сирийскими военными самолетами».
На этом этапе должны быть сформированы «переходные органы власти для временного управления Сирией».
Третья фаза - «переход» (transition) – должна привести к отстранению от власти Башара Асада. Предпочтительная мирная передача власти в ходе президентских выборов, в которых не должен участвовать Асад.
Существует и «более мрачная возможность, которая заключается в том, что Асад идет по пути бывших диктаторов Муаммара Каддафи в Ливии или Саддама Хусейна в Ираке, которые были убиты после свержения», - пишет издание.
Третий вариант отстранения Асада от власти предполагает угрозу судебным преследованием за военные преступления и предоставление ему убежища в России или Иране.
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон в ходе своего визита в Москву передал Владимиру Путину и Сергею Лаврову «эти предложения», получившие в ряде американских СМИ название «ультиматума Тиллерсона», пишет издание, при этом, со ссылкой на свои источники в Госдепе, уточняя, что для администрации Трампа предпочтительным является «добровольный отъезд Асада» («Assad's voluntary departure is the administration's preferred path»). Передавая этот план Путину и его чиновникам, Тиллерсон не стремился к немедленному ответу, советуя России подумать («telling Russia to think it through»).
Взамен, если верить информации агентства AP, Тиллерсон обещал гарантировать России «доступ к военно-морской базе в Тартусе и авиабазе в Латакии в любом пост-Асадовском сценарии».
Собственно говоря, и план Трампа, и даже факт его обнародования в прессе, характерны для присущей США стратегии «анаконды», который можно несколько упрощенно охарактеризовать как «обещанием обещать».
Опубликованный AP «план Трампа» составлен в точности по канонам основного концепта стратегии сетецентрических войн — «Effect Based Operations» - операций, нацеленных на системный эффект.
Наиболее емко и лаконично эта стратегия изложена, как ни парадоксально, в трактате раннехристианского теолога Александроса из Афродизиаса:
«Управление миром осуществляется не через тираническое наложение внешней высшей воли, ни волею случая, а через осмысленное предвидение последствий побочных эффектов, которые возникают из самой природы вещей и остаются абсолютно зависимыми от ее особенности. Таким образом, то, что ранее было маргинальным феноменом или побочным эффектом, становится парадигмой акта управления миром».
Если «предложения» Тиллерсона будут приняты, то это запустит храповик «побочных эффектов», которые необратимо изменят ситуацию, что сделает неизбежным отстранение от власти Башара Асада, а затем и полное выдавливание России из Сирии.
В этом плане представляется, что администрация Трампа, которую порой упрекают в непредсказуемости и непоследовательности, на самом деле достаточно глубоко проникла в «природу вещей», по крайней мере в части ситуации в Сирии, и имеет достаточно «осмысленное предвидение» последствий «побочных эффектов», одним из которых и был ракетный удар по авиабазе Шайрат.
Россия попала в ситуацию быстро сужающейся «воронки событий», которая требует четкого оперативно-тактического реагирования на быстро меняющуюся региональную конъюнктуру. Только что стало известно, что Сирия передвинула свои боевые самолеты ближе к российской базе Хмеймим, как бы пряча их под зонтик расположенных там российских систем ПВО.
В такой ситуации уйти от четкого ответа на предложения Тиллерсона по «методу страуса» вряд ли удастся. Хуже всего то, что любой ответ на ультиматум Тиллерсона ведет к проигрышу. В случае отказа США соберут против Асада многотысячную коалицию, что грозит поражением не только Асаду, но и России. Согласившись поддержать «план Трампа», Россия вступит на «дорожку шагов», в конце которой обнаружится, что данные ранее обещания невыполнимы, так как вставшие у власти в Сирии умеренные оппозиционеры скорее всего не пожелают видеть на территории страны российских военных.
Если российское руководство это понимает, то с большой вероятностью попытается изменить в свою пользу военную ситуацию в регионе, чтобы получить хоть какие-то дополнительные козыри на переговорах с США.
Удастся ли это сделать, станет ясно в самое ближайшее время.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.