Скандал между Роскомнадзором и владельцем мессенджера Телеграм Павлом Дуровым все больше приобретает черты политической интриги. Сдается, что это тот случай, о котором говорят: когда кошка похожа на кошку, мяукает как кошка и ходит как кошка, то похоже, это кошка и есть.
В пятницу 23 июня в Роскомнадзор внезапно заявил о возможной блокировке Telegram в случае отказа создателей мессенджера зарегистрироваться в качестве организатора распространения информации (ОРИ). Стоит вспомнить, что еще в мае тот же Роскомнадзор называл не более чем «обычными слухами» намерение ведомства внести мессенджер в реестр ОРИ. Как известно, согласно законодательству РФ, все организаторы распространения информации обязаны хранить данные российских пользователей их ресурсов на территории страны в течение одного года, предоставляя спецслужбам по первому требованию доступ к архивам.
И вдруг Александр Жаров, глава Роскомнадзора и кандидат медицинских наук, заявил о том, что Telegram будет заблокирован уже через несколько дней, если Павел Дуров не выполнит требование Роскомнадзора зарегистрировать свой мессенджер. Что же случилось?
Одна из основных версий — сообщение ФСБ о том, что Telegram использовался террористами. В частности, при подготовке теракта в метро Санкт-Петербурга. Мой личный источник в силовых структурах подтверждает эту информацию, и у меня нет причин нему не доверять.
Террористы довольно умело используют не только мессенджеры, но даже онлайн - чаты в компьютерных играх для передачи зашифрованных сообщений. Об это я недавно говорил в интервью программе «Тайны Чапман» на РЕН ТВ.
Видимо, после столь резонансных заявлений спецслужб глава Роскомнадзора Александр Жаров и изменил свое отношение к Telegram .
Он заявил, что Павел Дуров «последовательно демонстрирует правовой нигилизм», подвергая риску жизни миллионов человек. С его мнением согласен советник президента по интернету Герман Клименко:
«С WhatsApp мы хотя бы ведём диалог. С Google мы разговариваем — они начали платить НДС. Youtube блокирует видео. Есть определённая борьба, но мы находимся в диалоге. А позиция Дурова совершенно анархичная — „я не буду“, и всё. Мне бы хотелось самому остаться пользователем Telegram, но — будет запрещено, значит, будет запрещено».
Жаров даже попытался объяснить «простыми словами» свою позицию:
«Информация внутри Telegram шифруется, и проникнуть в нее мгновенно при отсутствии ключей для дешифрации этой информации ни одной спецслужбе еще не удавалось — это очень сложно. И, соответственно, нежелание господина Дурова предоставить ключи от этой информации всем спецслужбам мира — насколько я знаю, это так — позволяет террористам по-прежнему безнаказанно убивать людей с использованием этого канала коммуникаций».
Александр Жаров в 1987 году окончил Челябинский медицинский институт по специальности «врач-анестезиолог и реаниматолог». Кандидат медицинских наук. В январе 2004 года в Федеральном научном центре гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана защитил кандидатскую диссертацию на тему «Медико-гигиенические основы формирования здорового образа жизни в Российской Федерации». В 2006 году закончил юридический факультет Российской академии государственной службы при президенте России.
В декабре 2013 года сообщество «Диссернет» опубликовало результаты своей экспертизы текста кандидатской диссертации Александра Жарова. Было выявлено, что из 145 проанализированных страниц диссертации 52 её страницы частично или полностью заимствованы без ссылок на источники из двух государственных докладов «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации» за 1998 и 2002 годы, подготовленных департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России.
Павел Дуров не согласился с мнением Жарова относительно предоставления «ключей для дешифрации»: «Это требование не только противоречит 23-й статье Конституции РФ о праве на тайну переписки, но и демонстрирует незнание того, как шифруется коммуникация в 2017 году».
Дуров заявил, что в его мессенджере используется так называемое оконечное шифрование и что доступ к дешифровке сообщений есть только у пользователей, которые хранят ключи на своих компьютерах и мобильниках.
Таким образом, у компании Дурова просто даже технически нет возможности дать спецслужбам доступ к приватным чатам Telegram.
Оконечное (абонентское) шифрование позволяет обеспечивать конфиденциальность данных, передаваемых между двумя прикладными объектами. Другими словами, отправитель зашифровывает данные, получатель - расшифровывает. Такой способ имеет следующие особенности:
-защищенным оказывается только содержание сообщения: вся служебная информация остается открытой;
-никто кроме отправителя и получателя восстановить информацию не может (если используемый алгоритм шифрования достаточно стоек);
-маршрут передачи несущественен, в любом канале информация останется защищенной;
-для каждой пары пользователей требуется уникальный ключ;
-пользователь должен знать процедуры шифрования и распределения ключей.
Дуров также считает, что «открытие» Telegram для спецслужб или блокировка мессенджера не поможет в борьбе с террористами: «Потенциальная блокировка Telegram никак не усложнит задачи террористов и наркодилеров — в их распоряжении останутся десятки других мессенджеров, построенных на оконечном шифровании (+VPN). Ни в одной стране мира не заблокированы все подобные мессенджеры или все сервисы VPN. Чтобы победить терроризм через блокировки, придется заблокировать интернет».
Откровенно говоря, в экспертном сообществе нет сомнений, что более-менее опытный хакер может без особого труда взломать личные шифры пользователей любого мессенджера и проникнуть в тайны приватных переписок их пользователей. Мне приходилось слышать и такое мнение, что глобальная система американской электронной разведки «Эшелон» может читать и читает практически все, что захочет в любой стране мира. Именно поэтому самые секретные решения правительства и спецслужб РФ записываются на устаревших морально и физически пишущих машинках, а не на компьютерах. Кстати, современные технологии позволяют украсть информацию даже с компьютера, не подключенного к интернету, просто в течение нескольких минут записав его излучения с помощью простейшего устройства.
Система искусственного интеллекта «Палантир», обслуживающая американскую контрразведку, анализирует данные, полученные «Эшелоном» и вычисляет практически любые намерения террористов. Ни в одной стране мира нет систем, сравнимых с «Эшелоном» и «Палантиром». В том числе и в России.
Видимо, поэтому российские силовики и чиновники борются с террористами столь импульсивно, чередуя благодушие с внезапными приступами супербдительности.
Ну, ведь любому грамотному инженеру известно, что всевозможные мессенджеры используются не только законопослушными гражданами, но злоумыщленниками. Но почему-то в странах Запада мессенджеры никто не запрещает.
Не так давно суперпопулярный во всем мире мессенджер WhatsApp так же, как иTelegram, включил оконечное шифрование для более чем миллиарда своих пользователей.
Нужно сказать что само по себе шифрование сообщений не является гарантией конфиденциальности. Чтобы переданные сообщения не прочитал никто посторонний, их нужно удалять сразу после прочтения. А если телефон попадет в чужие руки, то его можно разблокировать и получить доступ ко всей информации. Telegram, кстати, имеет функцию «самоуничтожения», при активации которой сообщения автоматически удаляются через установленный пользователем промежуток времени. Кстати, в Telegram оконечное шифрование не работает по умолчанию, его нужно включать специально.
Порыскав немного по интернету, я убедился, обратившись к вездесущим хакерам, за небольшие деньги можно получить доступ к тайнам частных лиц. Вот, например, такое объявление:
«Распечатка СМС (WhatsApp,Viber) от 300р. Детализация звонков 300р. Пробить номер 300р. Гарантия! Реальные доказательства! Оплата по факту».
Выскажу свое личное мнение: доступ к тайнам переписки любых, даже самых зловещих террористов грамотные силовики могут получить, даже не получив легального доступа к ключам шифрования тех или иных информационных ресурсов. Но это хлопотно и накладно, если речь не идет о единичном перехвате.
Кроме того, не все силовики профессионально грамотны. О чиновниках и говорить не приходится: достаточно познакомиться с биографией того же Жарова.
Кстати, вчера глава Роскомнадзора еще раз изменил свою позицию в отношении Telegram:
«Никакой речи о том, что будет доступ к переписке пользователей, не идет».
«Вопрос только об одном — о пяти идентификаторах, которые мессенджер должен сообщить в Роскомнадзор, они официально будут внесены в реестр распространения информации. На этом точка», — сказал глава Роскомнадзора.
То есть, Павел Дуров уже не правовой нигилист, который рискует судьбами миллионов человек? И нашим спецслужбам уже не нужен «доступ к переписке террористов»?
Вспоминаются слова героя известной кинокомедии:
«Когда вы говорите, Иван Васильевич, создается впечатление, что вы бредите».
У меня создается впечатление, что властям действительно что-то нужно от Павла Дурова. Но что это, возможно, не знает даже Роскомнадзор. Что не удивительно, честно говоря.
Таким образом, налицо какая-то громко мяукающая «кошка», то бишь политическая интрига, шифровальные ключи от которой нам покамест недоступны.
Предположу, что речь идет просто о том, чтобы собрать все книги, то бишь мессенджеры, да и сжечь. А интернет вообще – отключить.
Не удивлюсь, если это и есть та самая «кошка», о которой я упомянул в самом начале. Как законопослушный гражданин и неплохой аналитик, я заглядываю в не столь отдаленную перспективу и готовлю каменный резец, чтобы высекать свои беспристрастные заметки на скалах.
Ну что ж, и в мезозое люди жили.
Владимир Прохватилов, житель сети
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.