Фото: НК-ТВ
Председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев заявил, что новые санкции США в отношении РФ носят всеобъемлющий характер и будут сохраняться десятилетиями:
«Санкционный режим кодифицирован и будет сохраняться десятилетиями, если не произойдет какое-то чудо. Причем он будет жестче закона Джексона – Вэника, ибо носит всеобъемлющий характер и не может быть отложен специальными распоряжениями президента без согласия Конгресса. Таким образом, отношения между РФ и США будут крайне напряженными вне зависимости от состава Конгресса или личности президента», — написал российский премьер-министр на своей странице в фейсбуке.
Если бы не упоминание о возможном «чуде», то это высказывание Дмитрия Анатольевича можно было бы назвать судьбоносным.
Дело в том, что Медведев – типичный представитель управленческой элиты современной России, то есть человек со средними, на мой взгляд, способностями, юридическим образованием, большой любитель зарубежных гаджетов и, по слухам, не бедный.
То есть, как говорится, герой нашего времени. Именно такие люди довели некогда великую державу до системного кризиса, а, вслух, говоря, практически до полного разорения. Таких медведевых в России сотни тысяч. Они образуют сословие управленцев, которое зарабатывает на жизнь капитализацией своего административного ресурса. И тем самым превращают этот ресурс в орудие уничтожения всей нашей пока еще необъятной страны.
Восхождение к вершинам власти таких людей стало возможным только лишь по причине инициированной сверху примитивизации российской экономики, которая стала экономикой трубы. В принципе уничтожение индустриального комплекса и ставка только на продажу единственного продукта – углеводородов, могла бы сработать и продлить существование энергетической сверхдержавы еще на пару десятилетий, если бы при этом РФ еще и отказалась от каких-либо геополитических претензий, которые наши «небратья» вполне обоснованно называют имперскими амбициями.
Но рано или поздно неумолимые законы геополитической и геоэкономической конкуренции заставили бы Запад не мытьем так катаньем начать вытеснять Россию с мировых сырьевых рынков.
То, что Евросоюз начал сопротивляться нефтегазовой экспансии США, не может служить утешением. В замещении российских углеводородов любыми другими энергоносителями заинтересованы практически все страны мира. Причина проста – Россия оказалась в международной изоляции, и иметь с ней дело просто политически невыгодно. Причины этой изоляции хорошо известны, и санкции действительно не будут сняты в течение десятилетий, как наконец догадался глава правительства РФ.
Почему же Дмитрий Медведев все еще надеется на некое «чудо»? Да потому что никаких объективных факторов спасения гибнущей экономики не существует. Учитывая менталитет российских управленцев, логично будет ожидать перехода от надежд на чудо к коллективным молитвам о его ниспослании.
Российский экономист Андрей Белоусов 12 лет назад в своем докладе «Долгосрочные тренды российской экономики: сценарии экономического развития России до 2020 г.» спрогнозировал нарастание кризисных явлений в экономике РФ по причинам чисто внутреннего свойства.
Он обратил внимание на то, что в экспортно-сырьевом секторе экономики рентабельность в 6 раз выше, чем на внутреннем рынке, обеспеченность инвестициями и средние зарплаты — выше в 2 раза, производительность труда — в 5 раз. В социальных отраслях — ЖКХ, здравоохранении и образовании ситуация еще хуже. Межотраслевой баланс поддерживается за счет низких зарплат, монопольных тарифов и курса рубля, а также за счет высокой налоговой нагрузки на сырьевиков. У энергетиков и транспортников нет средств на модернизацию, две трети работающего населения не могут приобретать жилье, качественные медицинские и образовательные услуги, а дешевый рубль препятствует импорту технологий.
Белоусов прогнозировал нарастание системной кризисности на период до 2025 года:
Из-за инфляции и роста тарифов ЖКХ положение бюджетников ухудшится, а поддержка ими госвласти снизится. А открытие рынков иностранцам после вступления в ВТО и рост курса рубля ухудшат конкурентоспособность среднего и малого бизнеса. В России начнет сокращаться трудоспособное население и вырастет дефицит пенсионной системы. Из-за износа электроэнергетики и ЖКХ начнутся массовые аварии. В кризисе окажется и система госуправления. Грамотные управленцы уйдут из госструктур в бизнес.
Обострится проблема бедности в застойных регионах, страна начнет отставать в технологическом развитии, а рентабельные сырьевые запасы будут на исходе.
Этот прогноз оказался слишком оптимистичным. Если даже отвлечься от внешних факторов, которые усугубляют кризисные явления, нельзя не признать, что российская экономика и в целом социум все больше хаотизируются, то есть становятся неуправляемыми. А это всегда – предвестник обрушения всех общественных институтов, включая институт центральной власти.
Нельзя сказать, что власть этого не понимает. Понимает, и достаточно давно. Именно поэтому и был затеян альянс с Дональдом Трампом. Это была отчаянная попытка сломать антироссийскую стратегию США, просто подкупив главу государства.
Эта спецоперация шла как нельзя более успешно. Трамп стал президентом и честно попытался проводить пророссийскую политику. Препоной стала лишь твердая антироссийская позиция американских законодателей и в целом американских элит. Им Россия в своем нынешнем виде оказалась просто напросто не нужна. То, что американские элитарии оказались не заинтересованы в дружбе с Россией, стало неожиданностью для российских начальников и привело к нынешней реальной панике в верхах.
Медведев в своем посте в фейсбуке демонстрирует, как всегда, дежурный оптимизм:
«Что это означает для нас? Мы спокойно продолжим работу по развитию экономики и социальной сферы, будем заниматься замещением импорта, решать важнейшие государственные задачи, рассчитывая прежде всего на себя. Мы научились это делать за последние годы. В условиях почти закрытых финансовых рынков, боязни иностранных кредиторов и инвесторов вкладываться в Россию под страхом санкций против третьих лиц и стран. В чем-то это даже пошло нам на пользу, хотя санкции – в целом – бессмысленны. Мы справимся».
На самом деле экономика стагнирует, социальная сфера разрушается, никакого импортозамещения не происходит, а «важнейшие государственные задачи» даже не выдвигается.
Выше я написал, что заявление Медведева могло бы стать судьбоносным, если бы не его фрейдистская оговорка о возможном чуде. Чудо в понимании российских начальников – это рост нефтяных цен, извержение вулкана Йеллоустоун, беспроцентный или даже безвозвратный китайский кредит в триллион долларов или пришествие на Землю дружественных русскоязычных марсиан с карманами, полными золота и брильянтов.
То есть начальники ничего делать не будут. Просто будут ждать чуда, запретив интернет, манифестации, протестное мыследействие и всякое иное подрывание устоев.
Остается лишь ждать, когда Дмитрий Анатольевич, как типичный представитель российского светского общества, дозреет до понимания того упрямого факта, что чудес не бывает.
Интересно, что он скажет тогда…
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.