Фото: Globallookpress/ Victor Lisitsin
В последнее время особое значение для России приобрели отношения со странами Балтийского моря. Как решится вопрос строительства «Северного потока - 2», разрешение на которое еще не дали Швеция и Дания? Вступят ли Швеция и Финляндия в НАТО? Будут ли Германия, Дания и Норвегия выполнять требования НАТО, расходуя 2% ВВП на оборону? Вот только некоторые вопросы, представляющих для нас особый интерес.
Учитывая весьма непростые отношения России с этими странами, и одновременно крайнюю чувствительность данных тем, развитие сотрудничества в Северной Европе и Балтийском регионе становится для нас весьма важным. Сможет ли оно стать отправным пунктом в потеплении отношений?
Напряженность растет
Балтийское море в настоящее время становится территорией большой напряженности и разрастающегося конфликта, начавшегося между Западом и Россией после присоединения Крыма. Сегодня регион Балтики можно назвать скорее регионом «контролируемой эскалации» с растущим риском потери контроля над ситуацией.
Во времена холодной войны регион Балтийского моря отличался стабильной ситуацией и развитым региональным сотрудничеством. Скандинавские страны выработали модель социально ориентированного государства, отказывающегося от агрессивной внешней политики, приверженного идеям прав человека. Не создавая надгосударственных объединений, они вместе с тем вели тесное региональное сотрудничество, в котором ключевую роль отводили неправительственным организациям и органам местного самоуправления.
Постепенно в региональную интеграцию втянулись и другие державы, включая Россию, Германию, Польшу, страны Прибалтики. Это неудивительно – регион Балтийского моря является экономически перспективным и политически значимым. И в то же время речь идёт о маленьком пространстве, где нельзя игнорировать интересы ни большой, ни малой страны. В итоге развитие Балтики играет на руку всем государствам, прилегающим к ней – вне зависимости от политической конъюнктуры.
Нефть: отрасль экономики и геополитические игры
Среди экономических партнеров России в данном регионе, безусловно, необходимо отметить Германию, которая занимает 2 место (8,5%) по объему двусторонней торговли с Россией. Из-за взаимных санкций немецко-российская торговля регрессировала на протяжении четырех лет, однако к концу 2016 года показатели начали восстанавливаться.
Несмотря на то, что внушительные объемы торговли прослеживаются только с Германией, ведутся диалоги по развитию экономического диалога со всеми странами региона. Например, в развитии двустороннего товарооборота со Швецией наметилась положительная тенденция — за январь-февраль текущего года он вырос на 75% по сравнению с аналогичным периодом в 2017 году и составил около $1 млрд.
Наиболее протяженная граница РФ и ЕС (около 2500 км) в регионе Балтийского моря объясняет необратимые процессы глобализации, наличие общих интересов, ключевую роль в транспортировке людей, товаров и услуг. Границы, как и само Балтийское море, предопределили его важную характерную черту - повышенное внимание к коммуникациям.
В регионе возрастает значение портов как перевалочных пунктов нефти, причем процент проходящего сырья через Балтийские порты постоянно увеличивается. Показатели еще в 2004 году оказались выше, чем на Черном море. Основными товарами, экспортируемыми Россией в страны Прибалтики, являются топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки (около 80%). Основными товарами, импортируемыми из стран Прибалтики в Россию, остаются электроборудование и запчасти к нему (около 50%).
Но наиболее горячая тема на сегодняшний день — вопрос строительства «Северного потока – 2», а именно – выдача разрешений стран Балтийского моря и мировой реакции. США открыто противодействуют его строительству, склоняя к тому же своих европейских партнеров. В то же время Германия и Финляндия уже выдали необходимые разрешения на строительство газопровода.
Разрешения еще не выдали власти Дании и Швеции, у которых, однако, нет юридических оснований, чтобы остановить проект. Это было бы возможно при условии существования экологических проблем, но разрешения на строительство «Северного потока – 1» с таким же маршрутом они дали. Так что, если проблемы возникнут – они будут лежать исключительно в области политики. Против проекта высказываются страны Прибалтики и Польша – но «Северному потоку -1» они помешать тоже не смогли.
В то же время растущая доля возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии в странах ЕС, амбициозные планы по вводу в эксплуатацию американских экспортных СПГ-терминалов, а также усилившийся политический вектор некоторых восточноевропейских стран на уменьшение зависимости от импорта российского газа увеличивают неопределенность будущих российских поставок. Так что России еще придётся вести с соседями по Балтике непростой диалог.
Плохая экология – крепкое сотрудничество
Само Балтийское море является важным связующим элементом не только в плане коммуникаций, но и как фактор сближения перед общими проблемами экологии. Нужно бороться с ежегодным цветением моря, прилагать международные усилия для сохранения прозрачности воды, предотвращения эвтрофикации (обогащения воды питательными для водорослей веществами).
Во время строительства газопровода «Северный поток - 1» активно обсуждалась проблема химического оружия, захороненного на дне Балтийского моря еще во времена Великой Отечественной войны. Очевидно, что данная повестка остается актуальной и требует решения, несмотря ни на какие политические разногласия.
Милитаризация как следствие нестабильности
До недавнего времени проблемы безопасности в регионе были актуальны в основном на уровне мягкой̆ безопасности, предусматривающей не потенциальную готовность к войне, а необходимость бороться с терроризмом, наркотрафиком, решать экологические проблемы.
Учения последних лет вызывают опасения. Россия проводит масштабные учения (в том числе совместно с Китаем), НАТО размещает войска (более 5000 военных США примут участие в учениях Saber Strike в 2018 году), инвестирует в военную технику в Прибалтике, осуществляет также ежегодные учения.
Завершившиеся учения Saber Strike и Iron Wolf (2017), почти не замеченные мировыми СМИ на фоне конфликта в Сирии и других глобальных кризисов, как никогда ранее поставили вопрос о кризисе доверия и эрозии системы безопасности в Европе.Самые крупные учения НАТО со времен холодной войны («Анаконда-2018») пройдут летом в Польше. На Западе не скрывают, что их задачей будет продемонстрировать России всю мощь военного потенциала НАТО.
С 2014 года Латвия, Литва и Эстония реформируют свои армии, призывают НАТО к защите, опасаясь вторжения России на их территории с целью аннексии. В 2018 году страны достигнут затрат на оборону в размере 2% ВВП, как того требует НАТО. Дания впервые со времени окончания холодной войны увеличивает расходы на оборону 1,3% от своего ВВП по сравнению с нынешними 1,17%. Доля ассигнований на оборону к ВВП Норвегии составляет 1,8%, что не является пределом. Осло заявляет, что намерен противостоять «российской угрозе» и планирует увеличить расходы на военные нужды к 2037 году в 5 раз.
Укрепляя свой восточный фланг, НАТО ссылается на то, как ведет себя Россия, на наращивание военной мощи, в то время как Россия обвиняет Североатлантический альянс в том, что он способствует дестабилизации, перебрасывая несколько тысяч солдат в страны, соседствующие сРоссией.
НАТО – провокатор, Россия – агрессор, игра в «перетягивание одеяла» может затянуться, если никто из сторон не пойдет на уступки. Однако ни одна страна региона не заинтересована в конфликте, потому есть надежда, что демонстрацией силы дело и ограничится.
Североатлантический Альянс все ближе к России
Остается угроза вхождения Швеции и Финляндии в НАТО, хотя лидеры подчеркивают, что пока такой необходимости нет. Очевидно, что формально оставаясь нейтральными странами, Швеция и Финляндия, тем не менее, ведут тесное военное сотрудничество как между скандинавскими странами (в том числе и входящими в альянс), так и с НАТО в целом.
Примером может служить Североевропейское оборонное сотрудничество NORDEFCO (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия и Исландия). Гораздо значимее, чем вероятность присоединения, действия обеих стран как членов ЕС с его новыми акцентами в сфере безопасности и новым уровнем сотрудничества с Альянсом.
В 2014 году Швеция и Финляндия подписали в Уэльсе договор с НАТО о военной помощи в кризисных ситуациях. Там, в частности, оговаривались условия, при которых силы быстрого реагирования НАТО получают право проводить учения в Швеции и Финляндии, а их правительства обязаны предоставлять военнослужащим альянса продовольствие, топливо и боеприпасы. Кроме того, соглашения дают силам альянса возможность свободно перемещаться в воздушном, наземном и морском пространстве Финляндии и Швеции в случае возникновения кризисной ситуации.
Излишне говорить, что вхождение Финляндии и Швеции в состав НАТО накалит атмосферу, повлечет незамедлительный ответ России. Уж слишком близко они к нам лежат.
Политический диалог: лучше на словах, чем на пушках
В правящих кругах РФ все больше пытаются уменьшить ведущую роль Запада, в то время как на Западе в России видят врага и используют как инструмент для политической капитализации своего успеха. Проблемы носят системный характер, причина конфликта – потеря совместного видения внутренней и внешней политик, влияние противостояния РФ и США.
Политический диалог приостановлен из-за кризиса – отменен ежегодный саммит Балтийских государств в 2014 году и встреча на уровне министров иностранных дел стран Совета Балтийских государств. Подтверждением политической конфронтации стала высылка российских дипломатов всеми странами РБМ в связи с обвинениями России в отравлении экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери. Впрочем, массовой высылки российских дипломатов из стран Северной Европы не последовало.
Другой пример влиятельности политической обстановки – дезинформация в шведских СМИ по поводу российских учений на Балтике, где можно было увидеть статьи с заголовками «Здесь Россия готовится к большой войне на Балтике». Пресловутый поиск российских подлодок в шведских водах, кажется, стал для местных политиков и военных чем-то вроде новой национальной забавы.
Но если глянуть в историю, Балтика из века в век была не только местом сражений, но и пространством для сотрудничества. Россия с древности проводила на Балтике особенную политику. В договорах Новгорода с Ганзейским Союзом с XII века регламентировались правила взаимной торговли и внешнеполитических отношений. Еще со времен Петра I «Балтика – окно в Европу».
Именно здесь должны складываться предпосылки новой Европы, которая будет в полной мере основана на ее исторических традициях. Необходимо в противовес идеологиям развивать экономические и культурные связи. Хорошим примером является воссоздание Ганзейского Союза, который сейчас объединяет 163 города и 15 европейских государств. Новая Ганза поставила перед собой задачу внести вклад в экономическое, культурное, социальное и политическое единство Европы.
Каковы шансы на урегулирование?
Что же может вывести страны на путь компромисса? Общие интересы у них есть - энергетика, инфраструктура, экология, туризм, культура. Вкупе с региональным подходом они способствуют взаимодействию не только на межправительственном, но и на социально-экономическом уровне. Наиболее протяженная граница ЕС и РФ обеспечивает независимость от геополитики на общей границе.
В стратегии ЕС говорится о важности горизонтального сотрудничества в регионе Балтийского моря, значит, есть понимание необходимости взаимодействия. «Российская Федерация заинтересована в выстраивании конструктивного, стабильного и предсказуемого сотрудничества со странами ЕС на принципах равноправия и взаимного уважения интересов», - говорится в концепции внешней политики РФ.
Осталось, чтобы слова воплощались в жизнь.
Обеими сторонами.
Марина Хисамова
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: