НАТО объявило о прекращении военной операции в Ливии. В понедельник, 31 октября, войска НАТО покинут опустошенную гражданской войной страну и предоставят ей самой дальше решать свою судьбу.
31 октября в 23:59 по ливийскому времени НАТО прекратит военную операцию "Объединенный защитник", заявил генеральный секретарь Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен.
Совет Безопасности ООН прекратил в Ливии действие мандата ООН для сил НАТО. Представители Национального переходного совета Ливии настаивали на том, чтобы НАТО не торопилось с уходом из региона, но их просьбы не возымели действия.
Теперь ливийцам придется самостоятельно разбираться с результатами смены режима. ПНС останется один на один с многочисленными неконтролируемыми отрядами повстанцев.
Объявляя об окончании военной миссии в Ливии, генсек НАТО подчеркнул, что альянс будет оказывать помощь стране, если ее власти попросят об этом. "Весь мир поддерживает ливийцев, и НАТО остается готовым помогать, если такая потребность возникнет и альянс об этом попросят, например, в проведении в Ливии реформ оборонного сектора и сил безопасности".
Что же теперь будет? Какие демократические и цивилизационные реформы начнут страны Магриба? К чему приведет упоение «арабской весной», которое царит в мире?
Как бы там ни было, но мы, представители - будем надеяться - христианской цивилизации, смотрим на мир с точки зрения технического прогресса, считаем, что жизнь должна становиться все лучше и лучше: «Выбери меня, выбери меня, птица счастья завтрашнего дня…»
А как смотрит в будущее кочевник? Для него не существует временной оси развития – только горизонтальная. Есть на свете племена, в языке которых глаголы почти не имеют временных форм, но спрягаются по сторонам света. Для кочующего человека – будущее не во времени, оно в пространстве. Лучше будет не завтра, а за горизонтом.
Так задумываются ли люди о том, что они разные?
В прежние века считалось, да и сейчас большинству не чужда мысль, что люди, приходящие из низких культур, будут делать все возможное, чтобы вознестись к высотам, достигнуть вершин учености. Никто серьезно не занимался размышлениями над искусством совместной жизни с другими, иными людьми, полагали, что присутствие других элементов, которые отличаются от нас культурой, религией, языком, детскими сказками – это только временные затруднения. Скоро они станут такими же, как мы сами, отличия, которые затрудняют коммуникацию между нами, просто исчезнут. В прошлом иное либо уничтожалось, либо растворялось – да и контакты между цивилизациями сводились либо к завоеваниям, либо к легендам о проживании где-то чудовищ с собачьими головами и белых арапов из белой Арабии.
Но самолет, конвейер и интернет все изменили – оказалось, они здесь, они в соседнем подъезде, они тоже звонят по мобильному телефону, и кажется, что они будут думать так же как мы – это же так просто!
Но нет, все не просто. «Арабская весна» всколыхнула мир безумием людских толп, что-то требующих на гортанном языке от своих правителей, жестокими и бессмысленными убийствами бывших кумиров в помойной канаве – начавшись с самосожжения в Тунисе Мохаммеда Буазизи, продолжившись протестами и демонстрациями в Ливии, Алжире, Тунисе, настоящей революцией в Египте, дикой войной в Ливии и массовыми убийствами в Сирии, она притихла после фотографий в обнимку с чудовищным растерзанным телом Каддафи и победой исламистов в Тунисе.
Но продолжаются обстрелы Израиля, бьются за свободу курды, в Европе жгут машины и бьют витрины – цивилизация зародила в сердце людей сомнение в правильности устройства их мира, он ворвался в сердце бывшего кочевника осью времени и забрал куда-то горизонт. Хочется тоже, как «они», а как это получить – неведомо.
Западу античность провозгласила когда-то верховенство закона, прав человека и самоценность личности, поэтому потребление хоть и забирает души людей, но не в той мере, как у восточного человека. Для Востока рационализм не имеет смысла, его ценности неизменны на протяжении тысячелетий, они имеют жесткий этический характер. Традиции, церемонии, культ предков — все это делает устойчивым принятый социальный порядок.
Христианство предполагает сложные, структурированные взаимоотношения Богом, копание в собственной душе, мучительные сомнения и метания.
Ислам легок для понимания и лишен противоречий, присущих другим религиям. Абсолютный единый Бог для поклонения, равенство всех людей перед ним, небольшое число предписаний, рай, как вознаграждение за их соблюдение, ад, как наказание за их нарушение. Ислам лишен какой бы то ни было двусмысленности. Каждый магометанин, к какому бы классу он ни принадлежал, точно знает, чему он должен верить и может без труда изложить в нескольких словах основные догмы своей религии.
Христианину же необходимо быть теологом, сведущим к тому же в тонкостях диалектики, чтобы рискнуть говорить, например, о троице или каких-либо чудесах.
Мобильный телефон и компьютер не могут передать часть души человека, который их создавал, не внесут в жизнь кочевника автоматически новые ценности и стремление к демократии. Их можно отлично использовать не только для поиска новых знаний, но и для джихада.
Так что, «Запад есть Запад, Восток есть Восток. И вместе им не сойтись»? Нет, по-моему – ответ один: «Позволь другому быть другим». Главное – понять, как это сделать. Может быть, начать терпеливо здороваться с киргизом-уборщиком? Даже если он с перепугу не отвечает… А вдруг он на родине был знаменитым акыном?
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.