Физик из Университета Вюрцбурга, Хайе Хинрихсен, объединил в одной теории красоту музыкальных звуков и такую чисто физическую характеристику, как энтропия. Он утверждает, что идеальное пианино минимизирует энтропию.
Минимизируя энтропию гармоник, сопровождающих звучание каждой ноты, можно настроить пианино так, что оно будет звучать абсолютно идеально. Инструменты для исполнения западной музыки настраиваются таким образом, что частота звука удваивается через каждые 12 нот, и с переходом к следующей ноте частотная разница между звуками должна быть одной и той же. Но так может быть только в идеале, а поскольку каждый инструмент индивидуален, каждую ноту сопровождают гармоники, тона более высокой частоты, придающие инструменту свое особое звучание.
Иногда гармоники, при одновременном нажатии нескольких клавиш накладываясь друг на друга, делают звучание неприятным, дребезжащим – наглядный пример тому расстроенное фортепиано. Настройщики пианино изменяют основную тональность клавиш чуть-чуть, но звучание становится приятным.
Физик задумался над проблемой идеальной настройки, когда его семья купила пианино, и сделал инструмент своим экспериментальным прибором. Предположив, что чем меньше энтропии заложено в аккордах, тем приятней их звучание, то есть, если диапазоны гармоник соседних нот пересекаются между собой, то информации для их описания требуется меньше, чем если бы они не пересекались, а энтропия – это и количество информации тоже, поскольку по сути дела, это мера беспорядка в системе.
Методом проб и ошибок Хинрихсен, расстроив предварительно пианино и записав точные звучания его нот, вернул инструмент не только в первоначальное состояние, но и с дополнительными приятными обертонами, проверив на практике гармонию алгеброй, пишет CNews.ru.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.