//Партнер myTarget

Насколько умны были неандертальцы

23 марта 2019, 20:19 Суть Событий ]

Насколько умны были неандертальцы

Wikipedia

Когда палеонтолог Уильям Кинг представил европейскому научному сообществу новый вид человека, Homo neanderthalensis, в 1864 году, нельзя сказать, что он был щедрым на комплименты по отношению к нашим предкам.

«Я вынужден считать, что мысли и желания, которые когда-то жили в нем, никогда не взлетали выше, чем у обычного животного», - заключил Кинг после изучения черепа, найденного в долине Неандер, Германия, десятилетием ранее.

Это было плохое первое впечатление, которое на долгое время стало приоритетной гипотезой в изучении эволюции человека. Таким образом, «неандерталец» стал не только новым видом, но и уничижительным термином. Однако с тех пор исследования прошли долгий путь.

Так, какой ответ сегодня мы можем дать на вопрос «насколько же все-таки умны были неандертальцы?».

Раннее восприятие антропологами неандертальцев было частично основано на расистской идеологии, согласно которой интеллект или степень «человечности» можно оценить по форме черепа, пояснил Жоао Сильян, профессор Каталонского института исследований и углубленных исследований (ICREA) в Университете Барселоны. Многие из этих ученых также разделяли мнение о том, что эволюция связана с прогрессом, и что древние предки человека, такие как неандертальцы, непременно должны были быть гораздо более «примитивными», чем современные люди.

Сегодня эти предположения были опровергнуты, а новые открытия, сделанные за последние несколько десятилетий, помогли восстановить репутацию неандертальцев, которые оказались очень похожими на нас.

«Единственный способ оценить их интеллект — что бы это ни значило, но это уже другая проблема — оценить то, что они сделали», - цитирует Зильяна Live Science. И, как выяснилось, сделали они очень много вещей, которые когда-то считались исключительными для современной человеческой культуры.

Согласно результатам исследований, неандертальцы превращали камни и кости в инструменты и украшения, очень похожие на те, что были созданы современными людьми, жившими с ними в одно время. (Неандертальцы жили в Европе и Юго-Западной Азии примерно 400 000 - 40 000 лет назад.) Они изобрели клей, используя смолу из бересты, с помощью которого прикрепляли деревянные ручки к камням. Они делали ожерелья из когтей орла и использовали огонь для приготовления пищи. Причем, как показали последние данные, у неандертальцев была технология для разжигания огня. Другими словами, им не надо было охотиться за угольками, ожидая, пока молния попадет в их очаг.

Некоторые данные свидетельствуют о том, что у неандертальцев также были духовные и ритуальные практики. Гробницы, обнаруженные в таких местах, как La Chapelle-aux-Saints на юго-западе Франции, показывают, что эти древние люди хоронили своих мертвецов. В другом месте во Франции исследователи обнаружили, что неандертальцы спустились вглубь пещеры и создали загадочные каменные круги из сталагмитов около 176 000 лет назад.

Степень способностей неандертальцев до сих пор обсуждается; они были живы в то время, когда современные люди создавали некоторые из первых абстрактных и фигуративных наскальных рисунков, но немногие произведения искусства были приписаны именно им. Тем не менее в 2018 году, в копилку побед неандертальцев, исследователи сообщили, что наши предки создавали абстрактные изображения около 65 000 лет назад, которые были обнаружены в испанских пещерах. Сегодня ученые считают, что современные люди пришли в Западную Европу около 40 000 лет назад.

Кроме того, судя по их костям, неандертальцы могли издавать сложные звуки. Трудно доказать, что у них был язык, потому что никакой письменности от них не осталось, но некоторые исследователи утверждают, что они, скорее всего, имели сложные способы общения.

Более того, генетические данные показали, что современные люди вступали в отношения с неандертальцами до того, как они исчезли. Многие из нас сегодня все еще имеют 1-2% ДНК неандертальцев. Это позволяет предположить, что современный человек тоже видел в них людей.