>
Военные суды в споре военнослужащих и Минобороны зачастую встают на сторону министерства, а не закона. Особенно в вопросах распределения жилплощади.
Самый большой праздник для любого офицера, как действующего, так и отправленного в запас, не орден, нe прием в Кремле, и даже не новое звание или назначение в штаб в Москве из Урюпинска. Самый большой праздник - это получение своей квартиры.
На момент объявления программы по ликвидации бездомных офицеров как класса, в очереди на жилье стояло 90 700 офицеров. Потом к ним добавилось еще порядка 40-50 тысяч, сокращенных по организационно-штатным мероприятиям, но не уволенных из-за отсутствия жилья. А между тем, миллиарды рублей выделяются федеральным бюджетом на закупку квартир.
Министр обороны Анатолий Сердюков недавно заявил, что за последние два года фактически военное ведомство получило 98,5 тысячи квартир. И только 35 тысяч удалось заселить. Виной тому, по мнению Сердюкова, в том числе и «громоздкая процедура получения от военнослужащего необходимых документов, что на данный момент он не имеет и не имел соответствующего жилья, что он его не получал и не пользовался своей льготой».
Но есть и еще некоторые подводные камни, о которых министр предпочитает не вспоминать. По его инициативе, вместо территориального учета нуждающихся в жилплощади офицеров, был создан единый учет в Департаменте жилищного обеспечения (ДЖО) Минобороны. Логичное решение, которое оказалось выполнено через одно известное в России место.
Дело в том, что то ли из-за ошибок на местах, документы с которых передавали в ДЖО, то ли из-за невнимательности жилищных чиновников в Москве, но квартиры чаще всего выделяются офицерам, несоответствующие нормам Жилищного кодекса. И офицеры шли в военные суды, где вначале выигрывали процессы. Но поток исков был настолько велик, что в Минобороны схватились за голову и кошелек. И вместо того, что бы отладить систему выдачи квартир, предпочли пойти на привычные меры. Решить вопрос с военными судами.
Один из высокопоставленных чиновников аппарата Военной Коллегии Верховного суда России признался «Аргументам. ру», что со стороны военного ведомства на военные суды было оказано «беспрецедентное давление с требованием по любым предлогам не удовлетворять иски военнослужащих к ДЖО». По его словам, «расчет в том, что многие просто не будут подавать апелляции, не найдут денег на адвоката и удовлетворяться тем, что им дали. Зато потом министр отчитается перед президентом, что все получили жилплощадь».
Собственно расчет верный – офицерам стыдно судиться с родным государством. Редакция «Аргументов» завалена письмами от офицеров, которых вначале банально обманули с метражом или выбранном местом нового жилья, а затем военный суд развеял последние надежды.
Однако не все соглашаются идти на поводу у "квартирмейстеров".
Подполковник медицинской службы, участник боевых действий Николай Распутин получил на себя и маленькую дочку извещение из ДЖО на однокомнатную квартиру на окраине Санкт-Петербурга. Радоваться бы подполковнику, но по закону ему положена двухкомнатная, так как дочка рано или поздно вырастет. Он написал мотивированный отказ в ДЖО и обратился в суд по месту ответчика с требование обязать ответчика выделить ему положенную жилплощадь (все документы имеются в редакции).
Собственно – правда, истина и закон были на его стороне. Но судья Московского городского военного суда (МГВС) Владимир Подгурский отказал подполковнику. И мотивировал это, в том числе тем, что Распутин якобы не отказался в установленном порядке от «однушки». Но официальный отказ Распутиным был направлен на следующий день после получения извещения и документы о том благополучно пребывают в МГВС.
Но самое смешное в том, что судья не счел нужным обратить свое внимание на нарушение закона со стороны ДЖО. Мол, распределение однокомнатной квартиры это еще не окончательное решение о ее выделении.
Юридическая наука, конечно, штука посильнее «Фауста» Гете, но не настолько же!
«Это судебное постановление фактически позволяет Департаменту жилищного обеспечения Минобороны и в дальнейшем распределять жилые помещения не в строгом соответствии с требованиями жилищного законодательства и с соблюдением гарантированных конституцией прав граждан на жилище, а вопреки нормам права. Я написал кассационную жалобу, надеюсь добиться справедливости в своей стране. Но если нет, то буду искать, и уверен – найду, в Европейском суде по правам человека», – говорит подполковник Распутин.
По его словам, он надеется таким образом не только получить свою законную двухкомнатную квартиру, но и создать прецедент для подобных дел своих сослуживцев: «Что бы так распределять и судить неповадно было».