Сегодня «Московский Комсомолец» в статье «Окультуренная оппозиция» пишет об очередной попытке «пропиариться» галериста Марата Гельмана, известного своими скандально-тусовочными затеями. «В последние полгода он не жалеет ни времени, ни сил на демонстрацию своей оппозиционности, при этом находясь на «государевой службе»», - отмечает издание.
Примечательно, что Гельману посвятили свои страницы не только МК, но и «Российская газета» в купе с еженедельником «Наша Версия». Так, «Версия» подробно изложила всю историю знаменитой попытки Гельмана и его окружения сделать город Пермь «культурной столицей Европы», что обошлось краевому бюджету в два млрд. руб. И это не считая ущерба, нанесенного традиционным культурным учреждениям – тем же библиотекам. Восполнить который теперь будет очень непросто.
Тогда, в 2008-м, как пишет «Версия», проект Гельмана лег бальзамом на измученное сердце губернатора Олега Чиркунова. Тогдашний глава региона, по совместительству являвшийся одним из первых блогеров-губернаторов, судорожно перебирал возможные отрасли, направления, проекты развития, которые позволили бы Пермскому краю прилечь к себе внимание страны, показать, насколько продвинутыми стали пермяки под его руководством. Поначалу губернатор намеревался пригласить именитых архитекторов и построить набережную 21 века. Затем – реализовать проект застройки болотистой поймы.
Однако Гельман убедил губернатора вложиться в культуру. Для начала он привез в регион выставку «Русское бедное». Потом столичный тусовщик предложил губернатору в кратчайшие сроки сделать Пермь культурной столицей Европы, создав там всероссийский центр современного искусства.
Первоначальный этап внедрения новой культуры в Перми называют ёмким словом «интервенция». Как вспоминают представители здешней творческой интеллигенции, символом наступивших перемен стало появление министра культуры Пермского края Николая Новичкова на одной из театральных премьер в брюках и футболке. Вслед за этим на всю страну прогремел спонсируемый Гельманом культурный портал «Соль», который заказал детскому хору спеть «Мурку», записал и выложил видео в Интернете. Дальнейшее строительство «культурной столицы» происходило уже на улицах города.
Пролоббированный Гельманом трёхлетний бюджет на культуру составил без малого 2 млрд рублей. Не стоит тешить себя иллюзиями, что на эти средства галерист сумел познакомить Пермь с классикой живописи, музыки и скульптуры. Хотя и не оставил горожан равнодушными: сначала их отношение к новому «прекрасному» выражалось недоумением, затем злостью, потом вылилось в массовые протесты и демонстрации.
Каждый затратный проект приводил к сокращению объёма финансирования пермских домов творчества, клубов, кружков, библиотек, музеев и театров, отмечает «Наша Версия». Так, за те годы, что Гельман нес Перми «светоч культуры», были ликвидированы 300 культурно-досуговых центров, 197 библиотек и 308 сельских киноустановок. Сокращены почти половина (42%) работников культуры – им попросту не хватило финансирования. «Под сурдинку был закрыт и лучший в России фестиваль финно-угорских народов KAMWA, что негативно сказалось уже не только на имидже Перми, но и всей России», - отмечает издание.
При въезде в Пермь был выстроен идеальный, с точки зрения Гельмана, символ коррупционного распила – 12-метровая объёмная буква «П», сколоченная из еловых брёвен. Троица человечков с мусорными бачками, так называемых трэшменов, также заставила людей с неиспорченной психикой убирать от них детей подальше. А ведь есть еще целая команда деревянных «красных человечков», установленных на газоне перед зданием краевой администрации. А также арт-объекты «Сфера» и «Стена». Самым дорогостоящим (200 млн!) оказался фестиваль «Белые ночи».
Как только местное руководство стало понимать, что ни в какой список «культурных столиц» Пермь в ближайшие годы не попадет, финансирование проектов Гельмана начало сокращаться. И «культурный помощник» тут же трансформировал свою пермскую миссию в оппозиционно-«белоленточную», отмечает уже «Российская газета».
Гельман организовал «проект создания культурной оппозиции», который открылся предвыборными встречами Владимира Рыжкова, Ксении Собчак и Леонида Парфёнова.
Сегодня, когда «проект Пермь» уже с треском провалился, Гельман пытается трансформировать свою скандальную известность в попытки закрепиться в других регионах. В июне он пытался завоевать выставкой «современного искусства» богатый Краснодарский край. Для житницы России планировалось создать образ края развлечений по примеру американского Лас-Вегаса и, конечно, центр современного искусства. Сюда Гельман приехал с выставкой… и со скандалом. Против проведения выставки Icons в Краснодаре выступили епархии.
Местная общественность вытолкала адепта культурной революции в шею. «Своим участием в громких скандалах галерист, очевидно, пытается привлечь к себе внимание общественности. Оно и понятно: скандалы — дело прибыльное. А уж по какому поводу, не так важно: будь то «культурная революция» или псевдооппозиционная активность», – отмечает МК.
Скандальная известность – главный актив любого московского тусовщика. А уж его монетизация – дело техники. Клоны пермских «красных человечков» были уже замечены в Ижевске, Тверь приютила у себя гельмановский центр современного искусства «ТверЦА», а нефтяная Тюмень потратилась на проведение фестиваля. Остается полагать, что руководство этих областей будет более осторожно и дальновидно, чем пермский губернатор, открывший бюджет на, мягко говоря, далекие от искусства идеи.
Не учесть этот печальный опыт было бы большой ошибкой, а экспансию «культурной революции» Гельмана лучше оставить там, где она началась», - заключает газета «Версия».
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.