Россия докатилась до революции, предупреждает Центр стратегических разработок, завершивший исследование мнения народного, проведенное по заказу Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина.
Народу осталось только выбрать, как будет выглядеть этот переворот, но он выбирать не желает.
Эксперты предложили фокус-группам традиционные сценарии: вооруженное восстание, легитимная смена власти, добровольное самообновление власти и, наконец, массовое гражданское неповиновение.
Если ни один из этих вариантов не выбрать, остается одно - вымирание нации под действием утраты трудовых навыков, депрессии и алкоголизации.
Эксперты ЦСР провели опрос граждан разных возрастов и образования в Москве, Самаре, Владимире и других городах, но оптимизма во взгляде на будущее не нашли ни у кого.
Даже относительно марта, когда Россия дружно выбрала себе нового вождя, "по всей стране наблюдается … резкое падение доверия населения к институтам власти и в первую очередь к президенту". Доверие к Владимиру Путину снижалось с 2009 года и, подскочив до прежнего уровня в период выборов 2011-2012 годов, вновь снижается (с 55% в марте до 44% в конце сентября). В то же время рейтинг недоверия (доля граждан, категорически не доверяющих президенту) стал расти такими темпами, при которых в 2013 году может сравняться с рейтингом доверия.
Все респонденты ЦСР "весьма негативно воспринимают законы об ужесточении правил проведения митингов, законы о клевете, деятельности некоммерческих организаций и т. д., затрудняющие действия легальной оппозиции". Во всех фокус-группах (не только в Москве, но и в регионах) никто "ничего не говорил о прошлых заслугах Владимира Путина, хотя весной о них вспоминали достаточно часто". Отношение же среднего класса к президенту "изменилось от негативного к враждебному и отчужденному".
Если еще весной отношение к меняющему президентское на премьерское кресло Дмитрию Медведеву было "иронично, но достаточно добродушно", то теперь его имя респонденты вообще не вспоминали, зато все фокус-группы единодушно и безоговорочно-негативно отзывались о "Единой России".
ЦСР предложил фокус-группам 88 характеристик власти (44 положительных и 44 отрицательных). Средняя величина положительных характеристик составила 22%, а отрицательных — 48%. В целом же 88% считают, что "власть так или иначе работает в своих интересах", и лишь 12% — что "в интересах народа". Примечательно, что из 88 характеристик 87 были отмечены хотя бы по разу. И есть только одно качество, которое не признал ни один из респондентов: "власть хорошо знает, что делать дальше".
Народ не доверяет и политическим партиям – как старым, так и созданным за последние полгода: все, кого опросил ЦСР, уверены, что "оппозиционных партий нет", потому что настоящие оппозиционеры не имеют возможности их создать. Поэтому все партии — "прокремлевские, бездейственные и бессмысленные".
Поскольку россиянину свойственно оценивать власть сердцем, исследователи предложили фокус-группам описать свое эмоциональное восприятие "власть-народ" через животных.
Получилось, что средний реципиент чаще всего ассоциировал власть с "кабаном, которому всего мало", а себя с "собакой, которая служит за еду с барского стола", московские подростки уточнили, что "власть — козлы", а "народ — крысы".
Но и идеальное представление взаимоотношений народа и власти далеко от современных демократических установок. Чаще всего реципиенты считают, что власть должна быть "горничной", а народ — "богатырем". Московские же подростки хотят немного иную картину, в которой есть хоть какая-то взаимосвязь между участниками диалога: "народ — волки", а "власть — их вожак".
Эта позиция, утверждает доклад, подготовленный кудринским Комитетом гражданских инициатив на основе исследований Центра стратегических разработок, показывает, что одновременно с растущим быстрыми темпами недоверием к власти, в народе усиливается боязнь ухудшения ситуации. И это существенно отличается от настроения людей "в горбачевскую и ельцинскую эпохи". Тогда "народ был уверен в своих способностях справиться с нестабильностью". Теперь "народу очень хочется перемен к лучшему, но его страшит возможность потерять то, что уже имеется", цитирует документ "Коммерсант".
А поскольку терять не хочется, а без революции не обойтись, недовольство граждан будет расти, общество будет все глубже погружается в "выученную беспомощность", проявляющуюся "в неспособности действовать, обучаться навыкам", которые "могут оказаться вполне эффективными". И все это на фоне депрессивного состояния, возникающего "из-за ощущения бесполезности собственных действий".
В таком состоянии у страны останется единственная перспектива, которая способна составить альтернативу всем типам революции, — "вымирание нации под действием утраты трудовых навыков, депрессии и алкоголизации".
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.