Уходящий политический год, начинавшийся с маршей протеста, закончился практическим самоуничтожением оппозиции. При этом руководство страны сумело предложить обществу расширение политического пространства и кардинальные перемены без потрясений там, где они действительно востребованы. Об этом в авторской передаче Павла Данилина «Политбюро» на «Голосе России» говорили Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) и политолог Вячеслав Данилов.
Если Владимир Путин, отвечая на вызовы времени, начал проводить либеральные реформы, менять кадровую политику и дал старт антикоррупционной кампании, то оппозиция, начавшаяся с многотысячных митингов, сегодня скукожилась до дрязг на заседаниях Координационного совета, избранного всего 80 тысячами людей, треть из которых пожилые «борцы за перестройку», 10 тысяч – поклонники Мавроди, а остальные – «партия телевизора», голосующие не за политиков, а за «селебрити». К таким выводам пришли участники передачи.
Пока «белоленточники» пытались убедить общество, что главное зло – это Путин, и стоит его убрать, как все станет лучше, Владимир Путин либерализовал политическую жизнь: упростил создание партий, вернул выборы губернаторов, отметил Данилов. Началась и административная реформа: президент ясно дал понять элитам, что неприкасаемых нет. А антикоррупционная кампания, по мнению Кагарлицкого – первый шаг административно-бюрократической реформы, которая может пройти в следующем году.
Результат – прямо противоположный тому, на что надеялись «раздувавшие пожар «оранжевой» революции». «Путин безоговорочно победил на президентских выборах, без какой-либо серьезной альтернативы и конкуренции. Затем последовало резкое снижение протестной активности населения. И, наконец, поддержка населением кандидатов от «Единой России» на минувших региональных выборах, которые прошли в октябре, - тоже опосредованное выражение доверия руководству страны и, конечно, в первую очередь Владимиру Путину и проводимой им политике», - перечисляет Данилин. При этом, как было отмечено, успех «Единой России» был обеспечен в условии демонстративного дистанцирования от нее президента. Немудрено, считает Данилов: «Негативная повестка уходит из политического поля. Она перестает концентрироваться на фигурах лидеров».
Этот факт отметили и в Центре политической информации. На прошлой недели в ИТАРР-ТАСС Алексей Мухин, директор ЦПИ представил доклад: «Итоги политического года в России: «турбулентность» преодолена?». «Путин не стал держаться за «Единую Россию», как за единственную опору политического режима». Дистанцировавшись от «единороссов» президент создал условия для возвращения партии в нормальную политическую «спортивную форму», поскольку, не секрет, что в последние годы чиновники нередко предпочитали избегать политической борьбы, полагаясь на использование пресловутого административного ресурса», - было отмечено в докладе.
Политологи обратили внимание и на то, что выборы в Координационный совет в итоге превратились в «тусовку медийных лиц». Выбранный всего лишь 80 000 избирателей КС, «есть кукольное образование, которое занимается имитацией политической деятельности», - полагает Данилин. «Оно даже имитацией не занимается», - возражает Данилов и объясняет свою позицию. - Я присутствовал на последнем шестичасовом собрание. Оно показало, что в КС не могут договориться даже по элементарным вопросам, споря по несколько часов по абсолютно процедурным вещам». «Они уже обанкротились в практической политической работе и чтобы этот факт как-то прикрыть, они и затеяли выборы в КС, дабы придать себе легитимность», - высказывает свою точку зрения Кагарлицкий.
В то же время власть проявила и спокойствие, и готовность к переменам - расширению демократии и борьбе с коррупцией, считает известный публицист Леонид Радзиховский. «Это адекватный ответ на запрос общества, который и обеспечил политическую стабильность в стране», - отмечает он в своей колонке в «Аргументах и фактах».
О том, что точные политические решения позволили руководству страны преодолеть политическую нестабильность, отмечает и Мухин в своем докладе: «Владимир Путин продемонстрировал, что полностью отдает отчет в своих действиях и в действиях протестующих и способен принимать адекватные политические решения, просчитанные на несколько ходов вперед. Отказавшись от «силового сценария» и выдержав давление со стороны некоторых своих соратников, также убеждавших его принимать самые решительные меры против митингующих, президент продемонстрировал верность демократическим идеалам в гораздо большей степени, чем его оппоненты».
Изменения, которые произошли в кадровой политике, были отмечены, как новый тренд. Нынешняя кадровая стратегия стоится на принципах ответственности и профессионализма. Как отмечает Мухин, «если раньше он (Путин) был вынужден использовать принцип лояльности, то теперь, в условиях его политического доминирования, это стало лишним, отягощающим кадровую конструкцию, элементом».
Политологи сходятся в том, что этот сложный год так и не перерос, вопреки ожиданиям в определенных слоях общества (особенно либеральных), в начало эпохи нестабильности. Для большинства россиян система власти обрела верную, сбалансированную форму.
«Это адекватный ответ на запрос общества, который и обеспечил политическую стабильность в стране. Альтернативы действующей власти люди не видят», - делает вывод Радзиховский.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.