globallookpress.com
Бывший премьер Украины Юлия Тимошенко не поедет лечиться за границей. Правительство страны решило пока не подписывать ассоциацию с Евросоюзом. Однако вопрос о том, с кем будет Украина – с Западом, с Россией или между ними – с повестки дня не снят. Россия и ЕС попали на украинском направлении в патовом положение, но каждый полон решимости когда-нибудь покончить с ним. Для Украины же такое «покончить» чревато драматическими последствиями.
Между «сциллой» ЕС и «харибдой» России
Подпишет или не подпишет Украина договор об ассоциации с Евросоюзом? Этим вопросом в последние месяцы задавались и сами украинцы, и их большие соседи в лице России и ЕС. Украине предстояло сделать стратегический выбор и определиться, с кем она – с Западом или с Россией. Выбор тяжелый: в любом случае примерно половина населения осталась бы недовольной.
Нынешняя украинская власть всячески старалась показать, что хочет сблизиться и с Евросоюзом, и с Таможенным союзом. Однако и из Москвы, и из Брюсселя дали понять, что подобное невозможно. Примерно со второй половине лета президент Виктор Янукович и его окружение вроде бы сделало непростой выбор в пользу ассоциации с Евросоюзом. В ответ Россия попыталась показать, как плохо станет Украине в таком случае. И газ остантся дорогой, и пропуск товаров через границу усложнится. Особо горячие головы в Москве не исключали даже введения виз.
Сближение с ЕС вроде отвечало интересам украинской элиты, чьи состояния хранятся в Европе, чья собственность находится там же. Но было два спорных момента. Во-первых, Евросоюз требовал выпустить из тюрьмы хотя бы на лечение Юлию Тимошенко. Для Януковича она – злейший враг, угроза его власти. Наконец, гарантий вхождения в ЕС никто Украине не давал. Соглашение об ассоциации открывало европейским товарам свободный доступ на Украину, заставляло её играть по брюссельским правилам, а в ответ – почти никаких обязательств.
Уклонение от решающего выбора
День «икс» предварительно назначили на 28-29 ноября, когда в Вильнюсе будет проходить встреча стран-участниц программы ЕС «Восточное партнёрство». Европейцы дали Украине время принять законы, позволявшие выпустить Тимошенко в одну из немецких больниц. Депутаты от правящей Партии регионов тянули с принятием решения до последнего. Но дальше 21 ноября задерживать голосование стало невозможным. В итоге голосами регионалов и коммунистов ни один из шести законопроектов «имени Юли» не прошёл.
И хотя находившийся в Австрии Янукович заявил, что его страна «шла, и дальше будет идти по пути евроинтеграции», стало понятно, что подписания ассоциации пока не будет. Получилось, что угрозы России применить весь комплекс мер возымели действие. Украинские власти не хотели терять рынок сбыта, партнёра в производстве наукоёмкой продукции. Наконец, они не хотели портить отношения с частью собственного электората, настроенным к России лояльно и не желающего разрыва с ней.
После голосования в Раде правительство Украины открыто приостановило процесс подготовки к ассоциации с ЕС. В распоряжении кабинета министров говорится о необходимости создать трёхстороннюю комиссию с Россией и Евросоюзом для проработки вопросов, направленных «на возобновление потерянных объёмов производства и направлений торгово-экономических отношений». Кроме того, указывалось на необходимость «возобновить активный диалог с РФ и другими странами Таможенного союза и государствами-членами СНГ».
Национально-демократическая «оранжевая» оппозиция негодовала. Лидер партии «Батькивщина» Арсений Яценюк призвал объявить Януковичу импичмент. Горячность Яценюка понятна: его сторонники известны желанием быть поближе к Евросоюзе и подальше от России. Только импичмент – это уж слишком. Янукович не клялся на конституции, что любой ценой подпишет документ с ЕС. Никакой закон он не нарушал, а просто сделал нехитрый политический манёвр.
Не скрывал разочарования и спецпосланник ЕС, бывший президент Польши Александр Квасьневский. В своё время он посодействовал успеху «оранжевой» революции и приходу к власти Виктора Ющенко. Для его страны приближение Украины к Евросоюзу и отрыв от России – вопрос принципа. Потому он всячески обхаживал Януковича, а в четверг приехал на заседание Рады, но тщетно. «Русские воспользовались полным арсеналом возможностей, который у них есть - и вот результат», - посетовал Квасьневский.
Уже вечером 21 октября стало известно, что комиссар ЕС по вопросам расширения и политике соседства Штефан Фюле без объяснения причин отменил поездку в Киев. А вот пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков с большим трудом сдерживал торжество. «Мы, разумеется, приветствуем желание совершенствовать и развивать торгово-экономическое сотрудничество с нашим ближайшим партнёром Украиной», - сказал он.
Пат для России и ЕС
Нынешнее положение можно считать относительным успехом России. Близкая ей страна остановила дрейф в сторону ЕС, который дружественным нашей стране едва ли назовёшь. Однако никакой гарантии, что Украина не возобновит движение на Запад, нет. Активизировать сотрудничество с Россией и странами Таможенного союза ещё не означает автоматического вступления в него. Следовательно, цель привлечь Украину к полноценной евразийской интеграции всё же осталась не выполнена.
Изменить подобное положение вещей можно, но не с помощью кнута. Не может Украина полностью порвать с ЕС. Не может, потому что в Европе работают миллионы украинцев. Не может, потому что Евросоюз (как ни крути) остаётся пространством более богатым и менее коррупционным, чем Россия. И в силу этого половина Украины завороженно смотрит именно на Запад. Можно разве что не заставлять Украину делать жёсткий выбор. Разрешить ей на определённых условиях иметь с нами особые отношения и в случае сближения с Европой.
Что же касается Евросоюза, то и он не учёл многих обстоятельств. Например, «излишне напряжённых» отношений Януковича и Тимошенко, которым нет места на одной политической сцене. Отправка политических противников за решётку (даже по уголовным мотивам) чужда современной Европе, но таков уж украинский колорит. На Украине подобное произошло не впервой – так, при «оранжевых» пытались посадить ряд членов команды Януковича, а также второго президента страны Леонида Кучмы.
Есть и ещё обстоятельство, отличающее Украину от стран Прибалтики, Болгарии, и даже Грузии и Молдавии. Украина связана с Россией и исторически, и ментально, и языком, и церковью, и традицией, экономически. Миллионы украинцев имеют в России родственников, работают у нас. Если власть на Украине вменяема, она не может не учесть данные факторы. А европейцы ставили вопрос ребром: чтобы идти в ЕС, надо свести связи с Россией к минимуму.
Здесь имеет место двойной стандарт. Великобритания имеет особые отношения с США, Канадой, Австралией. Испания и Португалия – со странами Латинской Америки. Дания, Швеция и Финляндия являются членами Северного совета вместе с Норвегией и Исландией, в ЕС не входящими. Так почему в случае евроинтеграции Украины обязательно должна рвать с Россией и Таможенным союзом? На выходе получается патовая ситуация между Россией и ЕС. Выкручивая Украине руки, ни одна из сторон не может добиться приемлемого результата.
Украина: такому выбору не позавидуешь
Естественно, что ни Россию, ни ЕС патовая ситуация не устраивает, и оба они будут стремиться всё-таки развернуть Украине к себе. И окончательное решение останется за самими украинцами. Что выбрать? Евросоюз богаче, но ему не нужны ни украинское сало, ни украинские ракеты. Россия беднее, но только ей можно сбыть сельскохозяйственную продукцию, и только вместе с ней можно сохранить украинский ВПК.
Какой бы выбор Украине ни сделала – та или иная часть страны его не примет. На Западной Украине распространена ненависть к России и русским. Они готовы бежать прочь от России куда угодно. К тому же многие её жители работают в странах ЕС. В Киеве ярых ненавистников всего русского не так много, но желание быть ближе к Европе в нём явно преобладает. На востоке и юге же многие просто не могут точно сказать, украинцы они или русские. Для таких людей главное – сохранить некую форму единства с Россией.
Существует ли возможность удовлетворить всех? Теоретически – да. Например, официально объявить, что Украина не пойдёт ни в Евросоюз, ни в Таможенный союз. Но в этом случае власть рискует не устоять. Подобный поворот событий не устроит одновременно и Львов, и Киев, и Донецк с Крымом. Поляризация украинского общества по вопросу европейской или евразийской интеграции зашла слишком глубоко.
Попытаться вступить везде? Такое устроит многих. Но если украинские дипломаты добьются согласия на такое одновременно и России, и ЕС, их можно будет считать просто волшебниками. Подобный вариант (по крайней мере, пока) не устраивает никого из больших соседей. А чёткий поворот в ту или иную сторону способен вызвать волнения или в Севастополе, или в Тернополе. А тут и до постановки вопроса о целостности Украины недалеко. Для Украины тоже сложилась патовая ситуация, причём гораздо худшая, чем для России и Евросоюза.
Украинскому руководству не позавидуешь. И то, что с помощью провального голосования по лечению Тимошенко в Германии удалось отсрочить стратегический выбор, можно считать не поражением, а скорее тактическим успехом Януковича.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.