Появление информации о том, что США не намерены отказываться (во всяком случае, пока) от военно-технического сотрудничества (ВТС) с Россией по Афганистану (в том числе по поставкам вертолетов для афганской армии) стало важным индикатором того, что у американской стороны существуют свои особые планы в продолжающейся санкционной войне.
Необходимо напомнить, что подобная ситуация наблюдается на фоне настойчивых попыток Вашингтона добиться разрыва соответствующих связей Москвы с европейскими государствами и Израилем.
Важно отметить, что еще в конце апреля США в числе ряда других видных государственных деятелей РФ наложили санкции на главу «Ростеха» Сергея Чемезова за продолжение Москвой «аннексионистской» политики на Украине.
Но, несмотря на дальнейшее ухудшение отношений с Москвой Вашингтон не стал заметно усиливать их в сфере ВТС. Это отчетливо просматривается не только по последней инициативе Пентагона относительно российских вертолетов для Афганистана, но и по целому ряду других важных индикаторов. Они свидетельствуют, что пока Вашингтон не намерен резко ужесточать действия в отношении ВТС с Россией.
«Американо-российская» Bulova
Например, тревожным звонком для Кремля могли бы стать реальные санкции в отношении российских и «пророссийских» структур, занимающихся соответствующими сделками с США или способствующим им.
Среди них брокер по продажам Bulova Technologies Group, до недавнего времени оформлявший соглашения по ВТС между Москвой и Вашингтоном, находящийся в американском штате Флорида по адресу 2409 Falkenburg Road Tampa, FL 33619.
Согласно американским источникам, данная структура, появившаяся в 1995 г., занималась до 2010 г. в основном контрактами по «нетрадиционным вооружениям» (например, для спецподразделений США) и, якобы, представляла в этой стране «Рособоронэкспорт».
Акционером и президентом данной компании до последнего времени был Стивен Гурба, который ранее работал на изготовителей боеприпасов General Defense, Olin Ordnance и Valentec. По данным французских источников, он купил «Булаву» с помощью компании кредитной структуры Bankers Trust, которую приобрела в 1998 г. германская кредитная структура Deutsche Bank.
Примечательно, что в 2010 г. данная группа получила контракт от НАТО по замене миномётных снарядов для вооружённых сил бывших стран советского блока (в том числе Албания, Болгария, Хорватия и др.). Партнёром BULOVA по продолжению договора по осуществлению данного соглашения стала компания из Сербии Krusik Holding.
В феврале 2012 г. «Булова» распространила сферу своей деятельности на соглашения по тяжёлым вооружениям. По данным западных источников, именно она тогда стала американским агентом США по реализации контрактов с «Рособоронэкспортом» и якобы именно она способствовала получению им ряда важных тендеров с Пентагоном.
Необходимо заметить, что именно за эти последние два года она заметно расширила свой бизнес. Так, группа имеет несколько менее прибыльные, чем «головная» структура, «дочки» Bulova Fuse и Bulova Ordonance (специализируются на артиллерийских системах и боеприпасах к ним).
Более того: в конце 2012 г. она вела переговоры с одной из крупнейших оборонных компаний США Lockheed Martin, добиваясь получения статуса её партнёра по осуществлению ряда перспективных программ в странах Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ).
Судя по всему, руководство «Буловы» добилось своего. Lockheed M. намеревалась инвестировать крупные средства в эти государства-партнеры для строительства предприятий по производству боеприпасов именно в партнёрстве с этой компанией.
Можно предположить, что ее специально создавали для оформления неафишируемых по тем или иным причинам обеими сторонами сделок и на случай возможного обострения между Россией и США. И здесь «всплывает» то, что именно «Булова» обрабатывала контракты по ВТС для армий Афганистана и Ирака.
Благодаря ее содействию только в первой половине 2011 г. Москва получила от поставок Афганистану оружия через американский «трафик на сумму в 0.38 млрд долларов. И именно с ее помощью Вашингтону и Москве удавалось до сих пор взаимодействовать в сфере ВТС даже в самые сложные моменты двусторонних отношений.
Так, несмотря на введение 21 декабря 2012 г. Конгрессом США санкций в отношении структур, сотрудничающих с сирийским режимом, эти меры данной компании не коснулись. Ведь наличие Bulova позволило сохранить лазейки для того, чтобы обходить наложенные ограничения в отношениях с Россией.
Впрочем, на случай возникновения «непредвиденных» ситуаций с этой компанией у России имелись и другие каналы. Например, кроме «Булавы» соответствующие контракты по советскому «военному секонд-хэнду», в том числе из государств бывшей Организации Варшавского договора могут реализовываться через «альтернативную» компанию Multinational Defense Services, во главе которой находится Анджело Саитта. Это бывший исполнительный директор «Булавы», ранее исполнявший заказы Командования спецоперациями США.
ВТС с Россией, Афганистан и Иран
Возникает вопрос: для чего Вашингтону потребовались такого рода отношения с Москвой? Разумеется, в данном случае вполне резонны доводы в пользу того, что те же военные из Афганистана и Ирака привыкли именно к соответствующей советской и российской продукции, которая к тому же доказала свои лучшие качества в условиях горно-пустынной местности по сравнению с аналогичными западными образцами.
Однако у США достаточно стран-сателлитов, особенно из Восточной Европы и Украины, имеющих большое количество вооружений советского времени, которые бы могли не хуже России справляться с их поставками третьим странам. Тем более, что до нынешнего украинского кризиса Вашингтон достаточно активно взаимодействовал в этом отношении с компаниями из Украины.
Одна из причин сохранения подобных отношений с Москвой – желание оплатить сохранение российского трафика снабжения американской группировки войск в Афганистане, который одновременно планировался и как основной маршрут их вывода оттуда в конце 2014 г.
Во всяком случае, пока Вашингтону не удалось договориться с Ираном о гарантиях альтернативного маршрута через его территорию и воздушное пространство, американская сторона будет воздерживаться от сжигания последних мостов в отношениях с Россией.
«Российский Нексель» дает России американскую электронику
Но и это еще не все: поставки вооружений третьим странам были лишь частью соответствующего двустороннего сотрудничества по ВТС. Для понимания ситуации необходимо указать, что хотя Вашингтон обрушивает экономические и военные санкции против Москвы с начала кризиса на Украине, однако американская компания Nexel Enterprises Inc. (NEI), расположенная по адресу 6937, Hector Rd Ste 809, McLean, Virginia, продолжает продавать электронные компоненты, выпускаемые в США, России.
И, несмотря на рост напряженности между США и Россией растет, параллельно этому наблюдается бизнес-бум по поставкам последней американских военных материалов и в том числе электроники. В частности, NEI экспортирует из США авиационные технологии, помогая российским ВВС оставаться в боевой готовности.
Речь в том числе идет о поставках специального оборудования, используемого в экспортных истребителях МиГ и «Сухой» (например, на Су-30), а также для их модернизации. Так, она продает российской стороне оборудование из разряда авионики, производство которой (компания Korry Electronics) находится в американском Сиэтле, а также инфракрасные камеры, выпускаемые американской «дочкой» японской компании Nec Avio, которые также, по информации источников из США и Франции, поставляются для ФСБ и сил российского спецназа. Примечательно, что экспорт подобных материалов требует официального разрешения Вашингтона (администрации Обамы).
Примечательно, что сделки Nexel с Москвой, по данным французских источников, осуществлялись до последнего времени через российского «интегратора», с 1997 г. возглавляемого физиком Николаем Макаровым, Ульяновское инструментальное производственно-проектировочное бюро (UIMDB в западной классификации). Оно входило в государственный экспортный консорциум «Ростех», продвигающий российскую высокотехнологическую и военную продукцию.
По информации американских и французских источников, именно через последнюю структуру поставлялись американские военные компоненты не только «Сухому» И МиГу, но и «Антонову», а также «Российским вертолетам». Не случайно, что ее представители 9 – 10 июля присутствовали на Международной выставке вооружений и военного машиностроения Milex 2014 в белорусском Минске, демонстрируя тем самым нежелание сворачивать связи с Россией и ее ближайшими союзниками.
Следует заметить, что компания Nexel Enterprises Inc., не является новичком: она была основана в 1994 г., то есть почти одновременно с «Буловой». В числе главных лиц, принимающих решения в компании, западные источники отмечают Бориса Данилова, являющегося, по их данным, ее президентом. В этом положении как глава компании он регулярно курсирует между американским штатом Вирджиния и Москвой. В российской столице якобы его жена Наталья Данилова до недавнего времени возглавляла российское представительство этой же структуры.
Примечательно, что в 2009 г. Данилов попытался инициировать создание крупного партнерства между партнерства между General Dynamics (GD) и российским Минобороны, чтобы развивать общую дочернюю структуру, занимающуюся бронированным транспортом через его прямые контакты с «Рособоронэкспортом».
До последнего времени, по французским источникам, Данилов также направлял американские военные технологии в Россию менее традиционными путями, якобы ухитряясь продавать системы проецирования изображений 3D, в том числе специально разработанных для нового шлема пилотов американского истребителя 5-го поколения F-35. При этом, согласно зарубежным данным, последнюю сделку удалось оформить под видом поставки оборудования для проведения хирургических операций при помощи эндоскопа. Как бы там ни было, по всей видимости, подобное приобретение могло быть небесполезным и для реализации соответствующего авиационного проекта в России.
Еще одним показательным моментом служит то, что вице-президентом этой структуры является американский гражданин, бывший армейский офицер США Фрэнк Бонхэм, работающий с Даниловым с первых дней создания компании Nexel.
Ранее он возглавлял дочернюю компанию NEI Nexel Defence and Aerospace, закрытую в 2013 г., а теперь руководит международными операциями Nexel Enterprises. При этом до 2012 г. он являлся помощником Томаса Петзольда, бывшего аналитика американских ВВС по «разведке и международной политике», специализировавшегося на России.
Антироссийские санкции как способ пополнения бюджета
Подобная ситуация позволяет сделать предположение о причинах такого положения дел на фоне активного давления Вашингтона на своих западных союзников, чтобы они разорвали ВТС с Москвой.
Одна из главных причин – стремление выдавить их с привлекательного российского рынка и «подмять» его под себя. Важно упомянуть, что до последнего времени Москва испытывала сильную зависимость от иностранных производителей по целому ряду направлений, в том числе по микроэлектронике. Так, в последние годы различные чипы и микросхемы, применяемые «оборонкой», в том числе при выпуске самой передовой военной техники, включая основу отечественной ПВО и ПРО ЗРК С-300 и С-400, поставляли из Южной Кореи и Малайзии.
Не случайно, что США обратились к ним с настойчивыми требованиями прекратить подобное сотрудничество с Россией. Не исключено, что соответствующие неприятности с малайзийскими «боингами» не в последнюю очередь были обусловлены нежеланием Куала-Лумпура четко следовать курсу Вашингтона не только по китайской, но и по российской политике.
Но особенно показательна настойчивость США в стремлении нарушить ВТС между Россией и Францией. И дело здесь отнюдь не только в общеизвестном факте двустороннего сотрудничества по вертолетоносцам «мистраль».
Также в последние годы стала достаточно серьёзной привязка России именно к военной продукции французских (Safran и Thales) и израильских структур (Elbit и IAI) – авионике, прицелам и камерам ночного видения, применяемым при изготовлении экспортных самолётов, вертолётов и образцов бронетехники.
В условиях, когда Израиль уступил жесткому давлению США, вероятный отказ от подобного сотрудничества Франции, кажется, поставил бы Москву в особенно тяжелое положение в плане реализации соглашений по ВТС с другими странами.
Однако наличие компании Nexel позволяет Москве, с одной стороны, решать свои проблемы, а с другой стороны, дает возможность Вашингтону увеличивать прибыль за счет наступления на позиции своих конкурентов.
И здесь просматривается не только стремление поставить Россию в уязвимое положение с целью добиться ее большей «податливости» по украинскому вопросу, но и желание плотно «оседлать» всю российскую «оборонку».
Эта ситуация демонстрирует, что США пока не заинтересованы в глобальной ссоре с Россией. Им более выгодна нынешняя ситуация неопределённости, позволяющая им спекулировать на панике одних, чтобы увеличить прибыльность своих компаний и поставить под свой контроль экономику и оборонный сектор других стран.
Так, например, США, усиливая с помощью подконтрольных СМИ истерию среди европейских стран бывшего советского блока об «усиливающейся угрозе агрессии Москвы», под эту тему успешно навязывают им явно избыточные оборонные сделки.
В любом случае, Вашингтон в очередной раз доказывает свою способность успешно извлекать выгоду из ссоры третьих стран, что позволяет ему не только увеличивать свое экономическое, но и политическое могущество.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.