В Москве завершился марш памяти Бориса Немцова, убитого выстрелами в спину поздно ночью 27 февраля прямо возле Красной площади, недалеко от закрытой ящиками Спасской башни, напоминающей мрачный арт-объект.
Первое впечатление от марша – давка, причем угрожающая, на входе перед рамками. Народу на марш, вопреки (или наоборот?) ожиданиям и официальным сообщениям полиции вышло невероятное количество – таких толп не было со времен Болотной площади. Пугающие скопления народа образовывались в узких местах, прежде всего на выходе из метро и из подземного перехода – Славянская площадь была перекрыта, и народ с трудом ориентировался в забитом Китай-городе. Выход из метро «Китай-город» превратился в банку кильки, люди прессовались в спины впереди идущих, а сзади напирали толпы, поднимаемые тремя включенными эскалаторами. Начало марша, еще до рамок, чуть не стало смертельным аттракционом – в такой обстановке устроить провокацию – дело секунд. Какой смысл устраивать рамки так, чтобы люди успели потерять сознание, впасть с истерику или подраться до них, свободно орудуя всеми запрещенными предметами – большой вопрос к организаторам и полиции.
Второе впечатление - траур и шок объединил москвичей всех возрастов и профессий – от молодежи с дредами до удивительных пожилых одуванчиков, мужественно преодолевших пешком внушительное расстояние, чтобы положить замерзший цветочек на место гибели Бориса Немцова. Дыхание смерти усмирило толпу – почти не было привычных кричалок, плакаты съежились до листовок против пропаганды, даже полицейские притихли. Один из полицейских недоуменно объяснял молодому товарищу: «Он же вице-премьером был! Таких вот уже убивают…». Костлявая угроза подняла с диванов тех, кто раньше явно не участвовал ни в каких маршах и митингах.
И третье впечатление – обилие российских флагов, просто море. Люди, вышедшие на марш, явно старались подчеркнуть, что они не позволят установить монополию на патриотизм, что они тоже хотят жить в Своей, а не в Этой стране, и не хотят никуда «валить», что они скорбят по всем невинно убиенным и страдающим, и хотят, чтобы Россия была сильной, свободной, но не за счет оружия и войн, а за счет способностей талантливого народа, защиты права каждого человека, даже самого маленького или старенького, на собственное «Я» и его уважение.
Мир стал тесен - и это тоже заметно сразу: огромное количество плакатиков и листовок с надписью: "Je suia Boris... I am Boris... Я Борис..." Но над морем цветных флагов и молодых ярких лиц приветом из средневекового прошлого вместо яркой Спасской башни нависала серая громада допотопной деревянной крепости из досок для заборов…
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.