9 мая – не только День Победы, но и годовщина освобождения Праги. Это было последнее крупное сражение Второй мировой войны, а события тех дней по причине участия в них власовцев до сих пор остаются предметом спекуляций. Но столицу Чехии всё ж освободили не они, а Красная армия.
К началу мая 1945 года судьба Третьего рейха была решена. Адольф Гитлер уже свёл счёты с жизнью, а над Рейхстагом развевалось красное полотнище с серпом и молотом. Но Прага всё ещё находилась под контролем нацистов. В районе чешской столицы стояла крупная группировка армии "Центр" под командованием генерал-фельдмаршала Фердинанда Шёрнера численностью до 900 тысяч человек. Приказа оставить город она не получала, а потому стояла до конца.
Однако избежать капитуляции немцы уже не могли. С севера, со стороны Берлина к Праге шли части 1-го Украинского фронта под командованием маршала Ивана Конева. С востока к городу подходили соединения 2-го и 4-го Украинского фронтов. Наконец, на западе окопались американцы, освободившие Пльзень и Карловы Вары. Однако дальше армия США не продвигалась. У неё была договорённость с советским командованием, что Прагу возьмёт Красная армия.
Восстать раньше у чехов особой возможности не было: Германия слишком близко, да и в самой Чехии этнические немцы ещё составляли до трети населения. Так что начать выступление против захватчиков пражане сумели только 5 мая 1945 года. Восстание началось стихийно, когда немцы дали согласие на поднятие чехословацких сине-красно-белых флагов с треугольником. Чехи воспользовались случаем, и приступили к замене ими стягов со свастикой.
Видя такое дело, немецкие солдаты открыли по чехам огонь. В ответ восставшие кинулись за оружием на полицейские склады. Местное радио завело в эфире запрещённую при нацистах музыку, а затем раздался призыв прийти на защиту здания радиостанции. Однако вместе с пражанами к месту назначения явились и эсэсовцы из дивизий «Рейх» и «Валленштейн». Начались бои, город покрылся баррикадами, немцы стянули в город тяжёлую технику.
Руководство восстанием постепенно взял в свои руки Чешский национальный совет (ЧНС), куда входили самые разные силы – от коммунистов до консерваторов. Оно призвало жителей Праги сражаться за свободу, но силы были неравны. Винтовки и даже автоматы бессильны против танков, гаубиц и самолётов, которыми располагали немцы. Так что к 6 мая гитлеровцы почти подавили сопротивление чехов.
В этот момент на сторону восставших чехов перешли некоторые власовцы - 1-я дивизия Русской освободительной армии (РОА) под командованием Сергея Буняченко. Вместе с повстанцами они освободили несколько кварталов, пробились к аэропорту в Рузине. В рядах ЧНС возник раскол: коммунисты выступили против участия бывших предателей в восстании, иные силы от помощи РОА решили не отказываться.
О мотивах власовцев говорить трудно. Вероятно, часть из них прониклась симпатией к братьям-славянам – тем более, что среди восставших коммунисты не преобладали. В то же время можно говорить о том, что они использовали последнюю возможность «выпрыгнуть» из нацистской упряжки и «перебежать» на сторону победителей. Кроме того, власовцы ещё не знали, что Прагу будут освобождать не американцы, а именно им (по понятным причинам) они предпочли бы сдаться.
Так или иначе, но некоторую роль в пражских событиях власовцы сыграли. Некоторую, но не решающую. Освободить город вместе с чешскими повстанцами им не удалось, а тем временем к Праге 8 мая уже подошли части Красной армии. В таких условиях большинство бойцов РОА предпочли уйти на запад и юго-запад, к американцам. Правда, впоследствии основную их часть выдали Советскому Союзу, где потом их расстреляли или надолго отправили в лагеря.
Уход власовцев из города случился после того, как ближе к вечеру 8 мая 1945 года немецкий комендант Праги Рудольф Туссен подписал с ЧНС соглашение об условиях оставления чешской столицы. Гитлеровцы должны были сдать чешским повстанцам тяжёлое вооружение в обмен на беспрепятственный проход к расположению американских войск. Естественно, немцы, как и власовцы, тоже не хотели попасть в советский плен.
Историки, симпатизирующие власовцам, ссылаются на данный документ и утверждают, что город не надо было освобождать. Но дело обстояло не так. Многие немецкие части не подчинились приказу уйти и принялись сжигать пражские предместья, убивать чехов. Особенно свирепствовали бойцы дивизий СС «Рейх» и «Валленштейн». Многие здания в центре города немцы заминировали. Возник риск, что Прага разделит судьбу разрушенной нацистами Варшавы и превратится в руины.
Танковые части 1-го Украинского фронта под командованием генерала (будущего маршала) Павла Рыбалко ворвались в Прагу утром 9 мая. Первые танки немцы подбили, среди советских воинов сразу же появились первые погибшие. Так что говорить о том, что чешскую столицу не надо было освобождать, будет большим преувеличением. В течение дня советские соединения вошли в город и с других направлений и в основном очистили город от немцев.
Тем не менее бои продолжались ещё несколько дней, зачистка Праги завершилась примерно к 15 мая. Ликующие пражане встречали советских воинов как освободителей – им бросали цветы и ветви сирени, в изобилии цветущей в Праге на рубеже апреля-мая. В результате боёв за Прагу погибли около 700 красноармейцев, примерно 300 власовцев, не менее 1,5 тысяч чешских повстанцев, а также несколько тысяч немцев и некоторое количество гражданского населения.
Погибшие советские воины, а также часть власовцев нашли последнее пристанище на Ольшанском кладбище Праги – правда, на разных участках. В городе установили памятник маршалу Коневу, в честь него назвали улицу, он стал почётным гражданином чешской столицы. Памятник стоит в городе и сегодня, и улица существует. В своё время в Праге также стоял памятник танку-освободителю, но его снесли – сразу же после краха социализма его несправедливо отождествили с советским танком, вошедшим в Прагу в 1968 году «без приглашения» и против воли большинства чехов.
Само освобождение Праги надолго стало предметом околоисторических спекуляций. Так, в годы социализма предпочитали замалчивать тот факт, что изгнанию нацистов помогли власовцы. После падения социализма чехи, а вслед за ними и наши антисоветчики впали в другую крайность. Власовцам приписали основную заслугу в освобождении Праги, а Красную армию стали изображать новым оккупантом, пришедшим на смену гитлеровцам.
В последние годы руководство Чехии от переписывания истории отказалось. И бывший президент Вацлав Клаус, и нынешний глава государства Милош Земан подчёркивали роль Красной армии в освобождении страны и города. Они не раз приезжали на Ольшанское кладбище поклониться именно красноармейцам, возложить цветы и венки к памятнику солдатам и офицерам Красной армии.
Не изменил традиции Земан и в этот раз… Кажется, чехи, в отличие от поляков и прибалтов, переболели ненавистью ко всему русскому и советскому. Был в истории 1968 год, но был и 1945… И об этом в Чехии помнят. И именно потому президент Земан, несмотря на текущую политическую обстановку, приезжает в Москву. По его собственному признанию, надо отдать дань уважения тем, кто помог чехам сохранить свою нацию, а не превратиться в «зигующих» немцев.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.