globallook
Чем дальше уходит война, тем более парадной предстает перед нами ее действительность, и молодежь порой не задумываются, что их прадедушкам пришлось отдать за сохранение человеческого достоинства.
Я напишу всего о трех подвигах – но они меня потрясли. Это подвиги во имя человеческого достоинства, во имя гордого звания Человека, против мрака, ужаса, унижений – в каждой истории Добро в своем кристальном виде сражалось с воплощенным Злом.
Подвиг первый: брат великого писателя Владимира Набокова
Все знают Владимира Набокова, но мало кто помнит, что у него был брат Сергей, погодок и поразительно похожий на писателя, обаятельный и красивый молодой человек. Сергей стал изгоем в предвоенном обществе русских эмигрантов – дело в том, что он был нетрадиционной ориентации, и этого стыдилась вся его аристократическая семья. Однако Сергей обладал редким обаянием, кротким и милым нравом и его любили многие за доброту.
Так бы и прожил он жизнь в относительном забвении, если бы не война – Сергей оказался волею судеб в оккупированном Париже. В лагерь Нойенгамме, где проводились страшные опыты над людьми, Сергей попал как «британский шпион». По воспоминаниям современников, он не шпионил, а просто пытался спасти сбитого летчика, и на него донесли соседи. За Сергеем уже следили к этому времени – он активно выступал против фашизма. И в лагере наступил звездный час его борьбы за человеческое достоинство – кроткий аристократический Сергей Набоков проявил неожиданный героизм, с розовым треугольником на спине он помогал слабым и делился едой и одеждой. 9 января 1945 года за четыре месяца до освобождения концлагеря Сергей Набоков умер от дизентерии и голода. Согласно легенде, рассказанной освобожденными, умер он, неся миску супа заключенному-еврею.
Подвиг второй: «Мюльфиртельская охота на зайцев»
В одном из первых нацистских концлагерей, Маунтхаузене, был организован специальный барак для пленных из СССР, он был отделен от остального лагеря забором высотой 2,5 метра, по которому пустили электричество, и пулеметными вышками. В бараке сидели особенные, обладавшие специальным образованием, личной храбростью советские офицеры, представлявшие угрозу Третьему рейху по мнению немцев – их планомерно заставляли умирать мученической смертью. Барак был неотапливаемый, пол в нем зимой поливали водой, чтобы люди замерзали, а вместо работ, заключенных заставляли весь день бегать вокруг барака – кто не мог бежать, должен был идти или ползти, упавших пристреливали. И офицеры не выдержали – они решили, что лучше смерть в бою, чем растоптанная честь.
В назначенную ночь заключенные с заготовленными заранее камнями, обломками разбитого умывальника и двумя огнетушителями выломали окна и бросились на пулеметчиков. И им удалось захватить одну из вышек – а оттуда они уже открыли огонь. Они закоротили проволоку деревянными досками и по одеялам перелезли на волю, и разбежались по лесу. В первые часы погибла большая часть восставших – от пулеметного огня, от холода в лесу. На оставшихся немцы начали охоту, назвав ее цинично «Мюльфиртельской охотой на зайцев», многие были уничтожены, но уже с поднятой головой. Бежали около 500 человек - в живых остался один человек из той группы, что уничтожила немецкую зенитную батарею. Его, рискуя жизнью, три месяца скрывала на своем хуторе австрийская крестьянка Лангталер, сыновья которой воевали в составе вермахта: 19 человек не были пойманы, 8 сумели вернуться в Советский Союз.
Подвиг третий: еврейский партизанский отряд в Литве
В Литве, где исторически проживала большая еврейская община, с приходом фашистов жизнь еврея превратилась в бесконечную борьбу за выживание и человеческое достоинство. Кто-то укрывал евреев, но многие оказались отзывчивы к требованиям новой власти – доносили и сдавали бывших друзей и соседей на уничтожение.
Но далеко не все ждали, пока за ними придут – в Вильнюсском гетто была организована подпольная партизанская организация, ее возглавляли Ицик Виттенберг и Абба Ковнер. Они боролись с фашистами всеми своими немногочисленными и не очень мощными, но поддерживаемыми верой в собственное человеческое достоинство силами. Они нападали на немцев и литовских полицейских с голыми руками, холодным оружием и любыми подручными средствами, сотрудничали с теми литовцами, которые не стали слушать человеконенавистнические указы фашистов, с удивительным японским консулом Тиунэ Сугихара, который вопреки инструкциям руководства японского МИД массово выдавал японские визы литовским и польским евреям. Лозунгом партизан стала песня узника вильнюсского гетто, впоследствии погибшего в Эстонии Гирша Глика «Не говори, что ты идёшь в последний путь». Эти слова очень верно характеризуют всех, кто не сдался врагу – они не сдались на милость победителя, а отстаивали свое человеческое достоинство до конца, до самой смерти с высоко поднятой головой, во имя жизни на Земле.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.