31 мая в Таганроге установили первый в российской провинции мемориальный знак в рамках проекта «Последний адрес» - в память об одном из репрессированных в 30-е годы жителей города. Таким образом, Таганрог стал третьим - после Москвы и Санкт-Петербурга - городом в России, где реализуется новая общественная инициатива - проект «Последний адрес».
Небольшую металлическую табличку на доме по адресу: ул. Петровская, 37 установили в память о Михаиле Бондаренко - отце известного советского и российского писателя, уроженца Таганрога Игоря Бондаренко.
Партийный работник (в частности, он работал секретарём парткома на заводе «Красный котельщик») Михаил был арестован в 1937, и расстрелян в 1938 году по 58-й - антисоветской - статье. Реабилитирован был в 1956.
Проект «Последний адрес» возник по инициативе группы московских и санкт-петербургских историков, правозащитников, гражданских активистов, журналистов, литераторов, архитекторов и дизайнеров. Цель проекта – развитие общественной инициативы для увековечения памяти жителей российских городов, ставших жертвами политических репрессий и государственного произвола в годы Советской власти. По идее организаторов, результатом такой инициативы должна стать установка многих тысяч персональных мемориальных знаков единого образца на фасадах домов, адреса которых стали последними прижизненными адресами жертв этих репрессий.
К сожалению, Таганрог стал не только первым городом в России (вне Москвы и Санкт-Петербурга), где появилась табличка «Последнего адреса»», но и первым городом вообще, где её сорвали и похитили. В ночь на вторник, 3-е июня со стены дома по адресу улица Петровская, 37, неожиданно исчез памятный знак всероссийского проекта «Последний адрес», который появился там буквально за пару дней до этого.
По мнению лично прикрепившего табличку на доме в Таганроге московского журналиста, одного из организаторов «Последнего адреса» Сергея Пархоменко, без чиновников и «людей в форме» здесь не обошлось.
«Я думаю, это таки чиновники городские расстарались – намекнули, мягко говоря, непосредственным исполнителям», - прокомментировал Пархоменко по горячим следам произошедшее.
По словам Сергея Пархоменко, ему «очень жаль, что городские власти и представители правоохранительных органов тратят столько времени и сил на то, чтобы противодействовать этой простой, понятной инициативе, полной скорби и достоинства, идущей снизу, от людей, которым не безразлична история страны и судьба сограждан».
Позже на своей страничке в Facebook Пархоменко добавил, ему «смешно и грустно смотреть на то, как все силы городской администрации уходят на борьбу с табличкой «Последнего адреса» размером 11 на 19 сантиметров, которая несёт имя человека, сыгравшего в истории Таганрога выдающуюся роль и безвинно погубленного».
Надо сказать, что появление первого в провинции информационного знака, сообщающего о человеке, репрессированном советской властью, как-то сразу встретило явное непонимание со стороны власти нынешней. Посчитав этот небольшой по формату знак подпадающим под формулировку «мемориальная доска», таганрогские власти предложили организаторам, среди которых был депутат Законодательного собрания Ростовской области от КПРФ Олег Кобяков, пройти процедуру согласования.
Более того, в день церемонии открытия ему было вынесено предостережение «о недопустимости проведения общественного мероприятия без согласования городских властей» со стороны УМВД по Таганрогу. За собравшимися у дома с памятным знаком примерно около трех десятков представителей общественности и неравнодушных горожан наблюдали несколько человек в форме и еще больше в штатском — с маленькими видеокамерами и военной выправкой. Вначале даже пытались запретить фотографировать прикреплённый на фасаде старого здания неброский мемориальный знак. Нескольких гражданских активистов, снимавших происходящее на фотокамеры, полицейские «опросили», составив при этом соответствующие документы, и заставив в них расписаться.
15 июля на официальном интернет-портале администрации города Таганрога под рубрикой «Опрос» появилось обращение к жителям: «Поддерживаете ли вы установку мемориального знака «Последний адрес» Михаилу Марковичу Бондаренко на фасаде здания, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Петровская, 37?». Вариантов ответа два: «да» или «нет».
Проголосовать можно на сайте администрации города, предварительно зарегистрировавшись на нём. Для этого нужно создать личный кабинет, указав при этом имя, отчество и фамилию, дату рождения, номер телефона и адрес электронной почты, и согласиться на обработку своих персональных данных. В общем, всё демократично, но, согласитесь, совсем не просто.
По мнению руководителя Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александра Кожина, вполне возможно, что в горадминистрации решили, что смогут, не привлекая внимания широкой общественности, провести нужное им решение.
«Все дело, наверное, в том, что это – общественная инициатива, а не спущенное сверху предписание о «мероприятии». Судя по всему, надеются, что не все горожане узнают об этом, не все из тех, кто узнает, примут участие в опросе, не все из тех, кто примет участие, скажет «Да». И таким образом: «Народ – против!». Что и требовалось доказать», - предположил Александр Кожин причину проведения официального опроса (за малым, едва не референдума) горожан для установки небольшого памятного знака, который, к тому же, не является мемориальной доской.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.