В Германии стала возможной продажа книги Адольфа Гитлера «Моя борьба». Данное событие совпало с целой серией нападений на женщин, совершённых мигрантами в Кёльне и Гамбурге. Повлияет ли издание Гитлера на рост неонацизма среди немцев в нынешней непростой обстановке?
Новый год Германия встретила историческим событием. С 1 января 2016 года перестал действовать запрет на издание книги Гитлера «Моя борьба» (она же «Майн кампф»). Если бы не волна нападений мигрантов на женщин – данное событие попало бы в центр внимания немецкой общественности. А так оно оказалось «приправой» для самой горячей новости, заставившей в то же время пристальнее присмотреться и к самому переизданию книги.
Будущий вождь Третьего рейха написал книгу в 1924 году, когда сидел в тюрьме баварского города Ландсберг. Впоследствии многие положения, изложенные Гитлером, были развиты в практике нацистского руководства. Сама книга выдержала в 1930-е гг. несколько переизданий, её раздавали на фронте солдатам и офицерам. К 1939 году её перевели на 11 языков, а всего в мире продали свыше пяти миллионов экземпляров произведения, считающегося основой основ нацизма.
После Второй мировой войны книга по понятным причинам попала под запрет и в Германии, и в других странах. В ФРГ её издание подпало сразу под две статьи уголовного кодекса – 86-ю («Распространение пропагандистских средств антиконституционных организаций») и 130-ю («Разжигание ксенофобии»). Попутно в стране до сих пор запрещено, скажем, выдавать автомобильные номера с сочетанием букв SS или SA. К тому же действовал 70-летний запрет на переиздание книги после смерти автора.
Но вот 70 лет со дня самоубийства Гитлера истекли, и собственником авторских прав стала федеральная земля Бавария. Готовясь к этой дате, сотрудники Института современной истории в Мюнхене подготовили научное издание книги. В итоге текст фюрера займёт не более трети объёма, а остальное придётся на комментарии, где читателю будет объясняться преступная суть нацизма.
В то же время многие в Германии недовольны происходящим – особенно это касается левых партий и еврейских организаций. Их представители утверждают, что появление «Майн Кампф» вызовет нездоровый ажиотаж у неонацистов и поспособствует тому, что идеями Гитлера заразятся неокрепшие умы молодёжи. Кроме того, часть немецкой общественности просто сочла неэтичной продажу книги фюрера, а некоторые убеждены, что переиздание нанесёт ущерб репутации страны.
Словно готовясь к 1 января 2016 года, власти Германии работали на упреждение. В декабре 2015 года к шести месяцам тюрьмы приговорили одного из лидеров Национал-демократической партии Марселя Зеха. Ему вменили в вину татуировку, на которой красовался барак концлагеря и надпись «Jedem das Seine» («Каждому своё»). Такая же надпись «украшала» вход в один из самых страшных лагерей смерти – Бухенвальд.
Возможно, появление книги восприняли бы не столь остро, если бы не текущие социально-политические события. Выход «Майн кампф» совпал с невиданным «миграционным цунами», когда Германия приняла за полгода свыше миллиона человек – преимущественно выходцев из стран Ближнего Востока. О мусульманах у Гитлера ничего особого не говорится – он всё больше источал ненависть к славянам, евреям, цыганам и гомосексуалистам. Тем не менее, многим показалось, что фюрер начал переворачиваться в несуществующем гробу.
Всю Германию, а затем и Европу потрясла волна массовых нападений мигрантов на немецких женщин в новогоднюю ночь. Сначала говорили о Кёльне, но теперь сведения о подобных происшествиях пришли из Гамбурга, Штутгарта. К Германии «присоединилась» Австрия – о нападении на себя приезжих с Ближнего Востока заявили жительницы Вены и Зальцбурга. Судя по всему, это ещё не предел. Подобные случаи (пусть и более ранние) могут всплыть и в других местах. Пока же в немецкой полиции лежат порядка 100 заявлений.
Тем временем полиция отчиталась об установлении личности 32 человек, участвовавших в нападениях в Кёльне. Среди них сплошь арабы, обладатели паспортов Сирии, Алжира, Марокко. Есть и два гражданина Германии арабского происхождения. Всем приезжим дали вид на жительство, а отблагодарили они немцев таким образом. Многие ведущие немецкие СМИ попытались замолчать данную историю, чтобы не вызвать всплеска ксенофобии – вот он призрак Гитлера где…
А когда бургомистр Кёлина Генриетта Рёкер, которую в минувшем году едва не убил неонацист, призвала женщин вести себя аккуратнее – на неё обрушился шквал критики. Её фразу о том, что надо держаться от мигрантов «дальше расстояния вытянутой руки» откровенно высмеяли, в сети появилось множество фотожаб на заданную тему. Министр юстиции Хайко Маас одёрнул госпожу Рёкер, заметив, что ответственность за случившееся в Кёльне несут «не женщины, а преступники».
Примечательно, что о выходе «Майн кампф» не говорили ни тот же Маас, ни глава МВД Томас де Мезьер – хотя им по долгу службы положено бороться с экстремизмом. Оно и понятно – у них есть текущие заботы, связанные с наплывом мигрантов. Де Мезьер на днях дал понять, что преступников надо без разговоров высылать из Германии – даже если они прибыли из охваченной войной Сирии. До сих пор немецкие законы не позволяли это сделать…
Есть ли связь между появлением произведения фюрера в свободной продаже и возможным ростом ксенофобии? Представляется, что если и есть, то весьма отдалённая. Количество поклонников у Гитлера в Германии весьма ограниченное. Оно и понятно: человек довёл страну до тяжелейшего поражения в войне, многие немецкие города превратились в груду развалин. Проигравших не почитают нигде, а Гитлер – проигравший. Германия знавала куда более удачливых политиков и полководцев, так что культ фюрера ей не грозит.
А что касается роста ксенофобии, то он вполне возможен. Только Гитлер здесь совершенно не при чём. Когда толпа людей совершенно другой культуры, образа жизни, образа мыслей врывается в страну и начинает заниматься тем, чем в Кёльне, это неминуемо вызовет неприятие. И действительно, многие неокрепшие умы, недалёкие люди станут отождествлять подонков с арабами или мусульманами в целом. Но не под влиянием Гитлера – фюрер написал несколько сот страниц, не у каждого хватит терпения такое произведение прочитать.
Но не меньшая вина лежит и на властях Германии. Канцлер Ангела Меркель не сделала почти ничего, чтобы смягчить последствия от столь массового наплыва. Она не поставила вовремя заслон, она не отменила пособия все подряд приезжим. И она, и её предшественники годами позволяли приезжим жить на пособия, ничего не делая, и закрывали глаза на то, что многие из них не вписываются в немецкое общество и часто не ладят с законом.
Выход «Майн кампф» - явление неоднозначное. Но списывать на него рост ксенофобии и ультраправых настроений в Германии - это заниматься переводом стрелок. Гитлер – величайший преступник, но в нынешних событиях в Кёльне виноват точно не он.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.