globallookpress.com
Глава Ростехнадзора Алексей Алешин обратился в Госдуму с предложением полностью запретить … газовые плиты. По всей стране. От Калининграда до Находки. В целях защиты российских граждан от пожаров, в высотных домах от 11 этажей и выше (а таких многоэтажек становится все больше) газовые плиты уже запрещены.
Инициатива на «благо» потребителя
Ростехнадзор подсчитал, что всего 1% газа идет на приготовление пищи. Поэтому замена газовых плит на электрические рациональна и экономически выгодна для «всех-всех-всех».
По мнению Алешина, именно использование газа в быту – основная причина пожаров и взрывов. И только полный переход на электроэнергию спасет страну от аварий в жилых домах.
В России газифицировано «всего» 67% жилых домов. И только 22% квартир оснащено электроплитами. Такой объем работ по замене плит – это должна буть целая долгосрочная государственная программа с огромным объемом финансирования.
Да, к сожалению, газовое оборудование ветшает и приходит в негодность. Газовые сети вовремя не ремонтируются, фактически не поддерживаются в рабочем и безопасном для жизни граждан состоянии. В некоторых домах из-за износа часто происходят выбросы газа – а это опасно. В одном из домов Военной академии газовщики (после нескольких предупреждений управляющей компании) обрезали трубы. Два месяца семьи военных в центре Москвы сидели без газа. Купленные в срочном порядке электроплитки только усугубили ситуацию – старая проводка в доме банально не выдержала возросшей нагрузки.
«Я плохо отношусь к идее менять газовое оборудование в старых домах на электроплиты. За чей счет будет производиться ремонт? За счет собственников жилья? – говорит муниципальный депутат Александра Андреева, – К тому же, газ намного дешевле электричества, для большой семьи это очень важно».
Чтобы заменить газовую плиту на электрическую, необходимо полностью поменять проводку. А это означает долбить стены… То есть капитальный ремонт целого здания. Газовое и электрическое оборудование – по закону, являются общедолевой собственностью дома. И только собственник жилья на общем собрании может решить, стоит менять плиты или нет, считает Александра Андреева.
Безопасное электричество
Так ли безопасно электричество, как принято считать и как убеждают нас лоббисты очередной «электрификации всей страны»? Техногенные катастрофы, связанные с электросетями, происходили и происходят, приводя к огромнейшим убыткам и ущербам, а иногда и к трагическому финалу.
В Индии в 2012 году 670 миллионов человек пострадали из-за перерасхода потребления электричества «всего» четырьмя штатами – половина страны, 10% населения планеты, больше месяца жили в темноте. В Дели прекратили делать хирургические операции, а медики вручную поддерживали здоровье и жизнь пациентов. Сотни шахтеров оказались запертыми в шахтах, 500 поездов остановились в пути, делийское метро прекратило работу… Не работали даже светофоры.
Дефицит электроэнергии в Индии ежегодно увеличивается на 10%.
Аварии происходят в Аргентине, Уругвае, Чили, Алжире, Нигерии – миллионы людей и даже целые страны остаются без электричества. В Бразилии ураган повредил линии электропередачи – 60 млн человек в Бразилии и Парагвае остались в темноте. Полностью были обесточены Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу.
Не стоит считать, что только «развивающиеся страны» могут столкнуться с таким безобразием.
В 2006 году в Токио оборвался кабель – подъемный кран судна нечаянно оборвал линию электропередачи и в результате... более миллиона квартир в столице Японии, а еще и в Кавасаки и Иокогаме, остались без света. Метро в Токио встало, полностью прекратились движение пригородных поездов, погасли светофоры, отключились банкоматы…
В таких же ситуациях оказывались жители Испании, Греции, Турции, Иордании.
В Польше даже закрывали международный аэропорт. И благополучные Дания со Швецией на сутки оставались без света.
Солнечная Италия в 2003 году, на первом фестивале «Белая ночь», погрузилась во тьму: в три часа ночи упавшее дерево оборвало линию электропередачи из Швейцарии. Целые сутки страна соблюдала час «тишины».
Нельзя зависеть от одного источника
В Великобритании, в педантичной Германии из-за аварий останавливались метрополитен, поезда, аэропорты. Убытки экономики колоссальные, а болезни людей от стрессов и шока не поддаются подсчетам.
Муниципальный депутат Вячеслав Ванеев возмущен: «Какое огромное количество денежных средств нужно на замену хорошо действующей системы газификации! 67% домов по России заменить нужно. Вся Европа закупает газ, а мы должны отказаться и сесть на дорогое электричество? И это при том, что самое большое количество запасов газа — у нас. Такое ощущение, что это заказ Европы, чтобы Россия полностью отказалась от собственного газа в угоду ЕЭС».
Использование газа обходится населению дешевле, продолжает объяснять Вячеслав Ванеев. «При переходе на электричество вырастут коммунальные платежи. К тому же опасно быть зависимым только от одного источника энергии. Нельзя «класть все яйца в одну корзину»: в случае отключения одного из источников можно переключиться на другие: уголь, газ, электричество. Рекомендовать не дублировать источники энергии могут только недоброжелатели страны, – замечает депутат. – Энергетическая безопасность – основа существования любого государства! Нельзя быть зависимым только от электричества. Необходимо развивать другие источники энергии, в том числе высокие технологии».
Ночь страха
13 июля 1977 года вошло в историю Нью-Йорка как «Ночь страха». Более суток город был обесточен - молнией была выведена из строя линия электропередач. 9 миллионов жителей остались без электроснабжения. «Конец света» сопровождался финансовым кризисом, жаркой погодой и разгулом преступности.
Под покровом ночи на темные богатые кварталы напали банды из бедных районов. Маленькая часть насильников и грабителей – около 3700 человек – была арестована полицией. Основная масса преступников избежала возмездия.
Нью-йоркские биржи из-за отключения электричества потеряли 20 миллионов долларов в ценах 1977 года. Было разграблено 2000 магазинов. «Отцы города» заплатили полиции и пожарным за сверхурочную работу более 4 миллионов. Если пересчитать на нынешние цены, ущерб составил более миллиарда долларов – только за сутки.
До 2003 года эта авария считалась крупнейшей в мире.
В США из-за частых проблем с электричеством в 1965 году появилось новое слово: «блэкаут» - массовое отключение электричества. Словари пополнило «большое затмение на Северо-Востоке». 9 ноября на линии электропередач, расположенной на Ниагаре, неправильно установили защитное реле. Перегрузка одной линии вывела из строя остальные. Две провинции Канады и четыре штата США полностью остались без электричества. 30 миллионов человек почти сутки жили вне цивилизации. Более 800 тысяч людей оказались запертыми в метро Нью-Йорка. И только полная луна освещала 200 тысяч квадратных километров. Полностью устранить последствия аварии удалось лишь через месяц.
Не стоит обольщаться, что такие аварии происходили «во времена стародавние»: в конце 20 века почти сутки на Манхеттене в жару, из-за перерасхода электричества, 200 тысяч человек остались без света.
В Сан-Франциско почти миллион жителей в течение полусуток оставались без электроэнергии.
Зимой, в сильный мороз, на севере США и в Канаде несколько недель миллион людей выживал в полной темноте – ни вскипятить чай, ни приготовить еду, ни обогреть помещение!
С приходом нового тысячелетия ситуация не изменилась.
В том же самом Сан-Франциско в 2001 году опять миллион людей остался без света.
14 августа 2003 года произошла самая серьезная авария электросетей в мире. Двое суток 40 миллионов человек в США (6 штатов, включая Нью-Йорк) и 10 миллионов в Канаде (два штата) были отключены от электроснабжения – 263 электростанции, из которых 10 – АЭС, полностью прекратили свою работу. Встали все аэропорты Нью-Йорка, международный аэропорт в Торонто. Полностью прекратилось движение общественного транспорта. Застрявших пассажиров метрополитена долго не могли эвакуировать. Тысячи людей пытались выбраться сами из вагонов с отключенными кондиционерами – затем обращались к врачам для лечения от стресса, от перегрева, от сердечнососудистых болезней, болезней дыхательных путей. Погибло 12 человек – вроде на 50 миллионов пострадавших немного, но это человеческие жизни.
В Детройте возникли перебои с водой. В жару — плюс 35! Кондиционеры и вентиляторы не функционировали совсем. Стационарная телефонная связь, к счастью, действовала. Мобильные телефоны работали с перебоями. А в интернет можно было войти только с ноутбука.
Уровень преступности в эти дни был низок – благодаря предыдущему опыту и высокой сознательности американцев.
Ущерб от аварии составил 6 миллиардов долларов.
Наукоград и столица при конце света
26 июня 2005 года внесло поправки в жизнь тихой, спокойной Дубны. Город с собственной электростанцией остался без электричества – природа добавила свои коррективы. Все магазины, за исключением рынка и маленьких частных лавочек, где отсутствовали электронные весы и кассы, закрылись.
В некоторых домах на несколько часов отключили воду: и холодную, и горячую. Не работала канализация. Благодаря грамотному и четкому действию руководства города аварию быстро устранили. До включения электричества по улицам наукограда ездили милицейские машины и громко призывали граждан сохранять спокойствие. Но некоторые дубненцы были госпитализированы – шок оказался сильнее поддержки милиции.
В том же 2005 году, за месяц до аварии в Дубне, столица и еще ряд регионов узнали на собственном опыте, каково это – полностью зависеть только от электричества.
Более 2 миллионов человек оценили в полном объеме все блага, предоставляемые цивилизацией.
Десятки тысяч заблокированных в лифтах вынесли принудительное заточение по-разному, многие, испытав шок и стресс, получили гипертонию.
В метрополитене сотни тысяч пассажиров по шпалам, в темноте шествовали до ближайшей станции. Не все восприняли такую экскурсию как приключение. У части граждан обострились хронические болезни – в том числе сердечные.
Железнодорожное сообщение было полностью прекращено. На несколько часов. Электрички и поезда встали буквально в полях. Их смогли растащить тепловозами. Около 2000 пассажиров опоздали на самолеты.
На момент аварии в пострадавшем регионе стояла аномальная жара, температура превысила 30 градусов.
И все произошло вроде бы из-за небольшой аварии на подстанции – на одном из шести трансформаторов произошло возгорание, которое просто потушили огнетушителем. Ничего страшного – мощности переключили на оставшиеся пять трансформаторов. Вроде бы ситуации рядовая, но… Затем загорелись четверо из пяти трансформаторов – не справились с возросшей нагрузкой. А один-единственный трансформатор никак не мог обеспечить административный округ столицы (в округе – несколько районов).
Среди предприятий округа находился и нефтеперерабатывающий завод, который нельзя долго обесточивать – прерванный технологический процесс приведет к катастрофе, последствия которой и предсказать трудно.
Поэтому и последний трансформатор разрушился. С момента начала возгорания первого трансформатора до выхода последнего прошло трое суток. Это были будни, рабочее время и все происходило «не где-нибудь», а в столице.
В результате фактического бездействия руководства РАО ЕЭС стало сбоить все московское энергокольцо, за ним энергосистема центрального округа, отключилась еще одна подстанция, а затем и еще четыре в Подмосковье, Рязанской и Калужской областях.
Вышли из строя 5 электростанций, 15 питающих центров. Электричество по «цепи» пропало в Московской, Тульской, Рязанской и Калужской областях.
Многие банки прекратили работу. Центробанк сместил время расчетов. В южных районах Москвы возникли проблемы с банкоматами – более половины торговых точек прекратили принимать к оплате карты.
На торговых площадках РТС И ММВБ в середине дня были приостановлены торги. Была нарушена телефонная связь центральных офисов банков с филиалами.
Московское метро впервые за всю историю остановилось. «Мосэнерго» отключило напряжение метрополитена. 52 станции из 170 были выведены из эксплуатации.
Более 40 поездов встали в тоннелях. Два часа 20 тысяч пассажиров выводили пешком из подземки. Из темноты по обездвиженным эскалаторам пассажиры устремились к свету.
Руководство московского метро уже через 20 минут после аварии организовало спасение людей.
Толпа из метрополитена практически перекрыла автомагистрали. Добраться до работы и обратно было очень трудно, несмотря на дополнительные автобусы.
Каждый восьмой светофор был отключен, на сложных участках столпились обесточенные троллейбусы и трамваи. Появились огромнейшие пробки.
В больницы военные отправили резервные источники электроснабжения.
Остановилась Западная водопроводная сеть. Без воды остались несколько районов Москвы. Канализация нескольких районов не работала. В Москву-реку сбрасывали неочищенные сточные воды. На Волгоградском проспекте сточные воды прорвали и затопили трассу на несколько сот метров.
В Новомосковске произошел неконтролируемый сброс азота. Ущерб составил более 2 миллиардов рублей.
Муниципальный депутат Павел Тарасов обращает внимание на то, что большая часть пожаров происходит из-за проблем с электричеством. «Сокращение имеющихся инженерных коммуникаций – это откат назад, который невозможно объяснить никакими благими идеями. Для полного переходя на электроплиты необходимы большие мощности, в старых домах электропроводка этого не позволит. К тому же возрастет перерасход потребления электричества, что повлечет веерные отключения. Странная идея, невыгодная сама по себе».
«Новогодний» подарок
В начале 2017 года, в рождественские морозы, Подмосковье отключили от света. Сто тысяч жителей при температуре - 30 градусов остались без отопления, а счастливые обладатели электроплит - еще и без еды и горячего питья.
На Урале в аналогичной ситуации грозотрос на выдержал холодов, обрушился и оборвал провода, жители героически разогрели еду на батареях, при свечах собрались на работу, на учебу и … неработающие светофоры парализовали все движение.
Как пояснил депутат Мосгордумы Андрей Клычков: «Предложение Ростехнадзора – это не выход из ситуации. Мне кажется, контролирующее ведомство, хочет найти самый простой путь на фоне всех взрывов, которые имеют место быть, вместо того чтобы предлагать технические методы защиты. Дискуссия, которая идет в СМИ, в большей степени не направлена на конструктивное решение. Хотелось бы, чтобы в результате этой дискуссии были созданы условия по внедрению новых технологий безопасности. А не принудительный переход на электрические плиты – которые недешевы и не всегда являются безопасными».
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.