Совсем недавно, 5 августа, ООН отметила всемирный день светофора. Ну знаете, такой с зелено-желто-красными огоньками, которые переключаются попеременно и дают сигнал ехать-идти или стоять. Правда, первый светофор, который появился в американском Кливленде в 1914 году был просто зелено-красным. Такие и сейчас есть, в основном для пешеходов. Желтый появился значительно позже и означает «приготовиться» или «всё, тормози на некоторое время».
Я вот для чего так подробно описываю эти азбучные истины? Просто по тому как люди ведут себя на дороге легко определяется общий уровень культуры населения. И исходя из опыта, полученного на просторах России, могу совершенно четко заявить — желтый сигнал светофора у нас лишний. Его пора отменять, поскольку все рано все его воспринимают как зеленый. Я сейчас имею ввиду не только водителей, но и пешеходов. На наших улицах все «хороши», и такие наблюдения как раз и позволяют говорить об общей культуре.
Условно благополучными можно назвать только Москву и Санкт-Петербург. Но относительно только того бедлама, который творится на дорогах других городов. Здесь машина — символ статуса. Любая машина. Любого статуса. Даже если на ходу с нее сыпятся болты от старости и неухоженности, водитель все равно ощущает себя лихим и неотразимым. Пешеход для него — неудачник. Помнится в далеком советском детстве примерно так выглядели пацаны в колхозе, которым их отец разрешал вечерком прокатиться на послевоенном Иж-Планета, где вместо люльки приделано деревянное корыто, чтобы возить разные тяжести для нужд натурального хозяйства. И вот когда солнышко погожим летним днем клонилось к закату, а сено уже привезено, эти колхозники выезжали на улицы прокатиться с ветерком и не передать с каким презрением и чувством превосходства они смотрели с высоты мотоциклетного седла на остальных.
Но это ладно, все-таки село, и было давно, да и поля родные позволяли развернуться в прямом и переносном смысле. Но в городе-то места заметно меньше. А вот привычка к просторам — места всем хватит — похоже, осталась. Во всяком случае такое впечатление складывается когда видишь как паркуются у дома, поставив машину так, чтобы сразу два машиноместа захватить. Ну просто потому, что другие в расчет не берутся. Или едут по дороге как будто никого рядом нет. То есть уже и колхозов-то нет, развалились, а вот менталитет никуда не делся.
Не лучше дело обстоит и с пешеходами — одного поля ягоды с автомобилистами. Просто урон наносимый ими не столь критичен. Зато их много. И под колеса они бросаются с каким-то самозабвением. Светофор — это для тех, кто за рулем по мнению пешехода. И зебра для них же, правда, не понятно для чего. Самая удачная траектория — это наискосок, прямиком к намеченной цели. Ну как к той березе на колхозном поле, где и межи-то не видно. Остальные люди в городе — досадная помеха: когда иду, должны разбегаться в стороны. А то, что иду посредине, ну так удобнее. Мысль, что не все на прогулке, не все на пенсии и не у всех сейчас отпуск, что могут и спешить — отбрасывается как необоснованная и вредная для здоровья. Правостороннее движение — опять же для автомобилистов, тротуар это вам не дорога, тут не сшибут. Если конечно по нему на скорости какой-нибудь гаденыш пробку объехать не возжелает, как это случается даже в городах-миллионниках. Ну все это в концентрированном виде можно увидеть в каком-нибудь гипермаркете в базарный день, когда тележки таранят друг друга, отчаянный мат, кстати, чаще всего как раз от тех, кто думает, что он в этом мире единственный.
И наконец, пассажир общественного транспорта — гибридная часть общества. Когда-то были выработаны определенные правила поведения в автобусе, метро, трамвае. Что-то было прописано официально, но большая часть пунктов появилась эмпирическим путем в результате взаимодействия населения. Есть такая черта у воспитанных людей, называется «предупредительность». Старые москвичи еще помнят, как ездили «солдатиком», чтобы не пихнуть кого-нибудь случайно локтем. Как зайдя в салон сразу проходили в середину, а не толпились у входа потому, что «скоро выходить через пять остановок». Как мороженое съедалось еще до посадки, ибо присутствовало понимание: как бы я ни был аккуратен, но если приключится экстренное торможение, то мороженое сумеет попробовать половина салона, пока я буду лететь через него. Кстати, с кофе та же история — никакая крышечка не спасет, если водителю подрезали дорогу или пешеход внезапно увидел приятеля на другой ее стороне, и пришлось резко нажать на тормоз.
Я уж не говорю про привычку мужчин сидеть в раскоряку, оставив рядом место лишь для студента, который не помнит, когда в последний раз ел. Поэтому всегда радует, когда в это «узкое место» без комплексов плюхается дама, которая проблем с питанием не знает. Да еще и пару десятков сумок рядом с собой укладывает. Что уже неприятно. Но гораздо неприятнее, когда едет женщина, тоже с сумками, но с чудесным букетом цветов, которые ей дарят так редко и она, боясь их повредить кладет на сиденье рядом с собой и тут у нее требуют «освободить место». Милые люди! Ну вы же понимаете, что этот букет в переполненном салоне уже через минуту превратится в силос. Ну будьте ласковее, будьте предупредительнее. Счастье оно ведь, как и зло, имеет свойство возвращаться не дожидаясь сигнала светофора.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.