В России история играет чудовищную роль, потому что используется как способ лишний раз расковырять старые раны. Чем меньше исторической памяти, тем меньше ненависти, считает писатель, журналист и кинорежиссер Александр Невзоров, с которым корреспондент «Сути событий» Валентина Карелова побеседовала по случаю 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции.
- С тех пор как прогремел холостой выстрел крейсера «Авроры» и оповестил о штурме Зимнего Дворца, прошло 100 лет. Сегодня эта дата как-то затерялась, о событиях тех дней вспоминают немногие. Как к ней нужно относиться?
- Для меня исторических дат не существует. Никаких. Да, когда-то произошло знаменательное событие, которое, безусловно, должно служить предостережением для любой власти. Можно сколько угодно говорить о русской революции, но ее суть будет заключаться в одном слове: довели! Потому что только этим можно объяснить невероятную злобу людей, которые крушили все на своем пути. Такая реакция возникла не на пустом месте, это результат нескольких столетий диких унижений, нищеты, принуждения, всего этого православия и самодержавности, которая оказалась фальшивкой. Поэтому получилась вполне логичная история, которая может повторится, и не раз.
- Будем надеется, что на наш век революций уже хватит.
- Почему это хватит? Нет, не хватит! Я вам больше скажу: проблема России заключается в том, что в ней никогда революций не было.
- Как же… А Петербург — колыбель трех революций?
- Это были не революции, если мы говорим о принципе смены власти. Просто одни поганцы сменяли других поганцев, при этом все они считали себя в праве распоряжаться миллионами жизней, ресурсами. Неважно, были это поганцы со звездами или в императорских погонах. А России как раз категорически необходима революция.
- Современные дети уже смутно представляют, кто такой дедушка Ленин. Им еще сложнее объяснить, что произошло 100 лет назад…
- А причем здесь дедушка Ленин? Вообще нужно понимать, что существуют бредовые представления о роли личности в истории. «Дедушкой Лениным» мог бы оказаться любой человек. Равно как любой на тот момент активист с определенными свойствами и качествами характера, не такими уж и редкими, мог оказаться в нужное время и в нужном месте, и возглавить бунт или наоборот, усмирить его. Дело не в Ленине. У молодых будут свои идолы, свои кумиры, своя революция, вероятно. У них будет все свое, и для этого не обязательно хранить память о событиях 17 года, равно как и необязательно и забывать это. Поймите, история вообще никакого значения не имеет, она никого не воспитывает. История состоит из абсолютно фальшивых и придуманных фактов. А даже те факты, которые вроде бы есть, их никак нельзя проверить. Следовательно история не является наукой.
- Где же тогда искать историческую правду?
- А что такое правда ? Правда — это то, что можно проверить. Ни единого исторического факта мы проверить экспериментально не можем. Потому что на любые летописи, есть контрлетописи. На любые документы, есть контрдокументы. Вот посмотрите, недавно донбасские уголовники сбили малайзийский Боинг. Вокруг этой истории уже собрано огромное количество документов и разных мнений. Представьте, что об этом будут говорить лет через пятьдесят? Конечно, правды никто никогда не узнает и не установит. Любой исторический важный факт покрывается такими же слоями выдумок, фальшивок, идеологических глупостей. Поэтому история не является научной дисциплиной. Это ссылки одних фантазеров на других.
- И уроки из тех событий мы, похоже, так и не извлекли?
- Уроки можно извлечь из науки. Мы знаем свойства химических элементов, мы можем проверить свои знания экспериментальным путем. В исторических фактах мы ничего не можем проверить, поэтому и доверия к ним нет. История ничему не учит, а в России она еще играет и чудовищную роль, потому что используется как способ расковырять старые раны, инфицировать их, заставить гноится. Их все время чешут и не дают им зажить. Представьте, насколько было бы легче жить, если бы сейчас не присутствовали тени расстрелянных, убитых, свергнутых, не свергнутых. Если бы они не бродили между живыми людьми и не разогревали бы взаимную ненависть к друг другу. Как хорошо было бы, если бы никто не истерил по поводу какого-то там Николая II. Не горели бы кинотеатры, не писались бы доносы в прокуратуру. Люди бы меньше ненавидели друг друга. Чем меньше такой исторической памяти, тем меньше ненависти.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.