Карта подмосковных свалок - www.peresval.ru
Источником неприятного запаха в Москве Росприроднадзор назвал закрытые свалки «Кучино» и «Печатники», отметив, что запах тухлятины (или «кислой капусты»), на который жаловались москвичи, был запахом гниющих отходов. Однако в Минэкологии отрицают причастность полигона «Кучино» в Балашихе к вони, не так давно проникшей в столицу.
Спор о причастности той или иной подмосковной свалки к очередному инциденту с «неприятным запахом» представляется не слишком значимым на фоне того факта, что в самое ближайшее время число свалок твердых бытовых отходов (ТБО), причем, как правило, несанкционированных, в Подмосковье увеличится в разы после того, как наберет обороты задуманная московскими властями реновация.
Как известно, в рамках реновации предстоит снести 5144 дома, в основном пятиэтажные панельные дома. 5-ти этажный дом «Хрущевка» серии К-7 весит 7500 тонн. А если взять кирпичный дом, также из 5 подъездов, то его вес будет составлять около 10000 тонн. Предположим, что все подлежащие сносу дома весят не более 7,5 тысяч тонн, и получим суммарный вес отходов от реновации, перемножив 75000 тонн на 5144. Получается 38 миллионов 580 тысяч тонн. Поскольку реновация по плану будет идти в течение не более 10-15 лет, как говорил С. Собянин, то, при равномерных темпах реновации, на один год приходится образование около трех миллионов тонн строительного мусора только лишь от сноса московских пятиэтажек.
На самом деле, общий объем и вес отходов от реновации будет гораздо больше. Ведь к мусору от снесенных пятиэтажек добавится мусор от взломанного асфальта, огромной инфраструктуры, да и от строительства новых высотных домов.
Член Союза архитекторов России, эксперт по жилищной политике Юрий Эхин в интервью СМИ сказал, что если весь реновационный «хлам загрузить в «КамАЗы», то получится 25 миллионов грузовиков. Их колонна займет расстояние от Земли до Луны или 10 раз спокойно обернется вокруг экватора».
Если учесть, что грузоподъемность КАМАЗа составляет 10 тонн, то получается действительно космическая цифра в 250 миллионов тонн мусора за 15 лет реновации или 17 миллионов тонн в год.
Этот мусор просто убьет Подмосковье. Если кому-то кажется слишком сильным слово «убьет», то его можно заменить другим: отравит.
Дело в том, что в бетонных стенах некоторых панельных домов имеется конструкционный элемент, содержащий опасный для жизни фенол. О «фенольных домах» москвичи, надо сказать, понаслышаны.
Если хранить строительный мусор реновационного происхождения на нормальных полигонах ТБО, то опасности для здоровья живущих рядом людей нет. А вот если весь этот хлам сбросят на открытые «левые» свалки, то фенол будет выделяться в атмосферу, последствия чего непредсказуемы.
Ежегодно наша страна производит 5,4 или 5,6 миллиарда тонн в год. Из всей этой массы не более 4 процентов уходят на складирование и в дальнейшем участвуют во вторичной переработке, основная масса мусора гниет на свалках. Свалки никак не подготовлены для хранения и утилизации ТБО, у большинства даже отсутствует лицензия. Они находятся в природных зонах вблизи городов, причем организованы очень давно.
Свалки ТБО стали источником образования целого спектра вредных веществ. Они загрязняют грунтовые воды, отравляют почву и атмосферу. При накоплении и разложении мусора образуется горючий газ – метан, что может стать причиной масштабных пожаров. Поэтому необходима грамотная переработка ТБО и хранение их только лишь на лицензированных полигонах
Далее я приведу ряд длинных и скучных, но крайне важных для понимания серьезности создавшейся ситуации аспектов хранения ТБО.
Полигон – не обычная свалка, его назначение заключается в защите окружающей среды от продуктов разложения твердых бытовых отходов. Поэтому согласно существующих инструкций хранится ТБО должны в изоляции, что обеспечивает стопроцентную безопасность людей, проживающих рядом.
Условия хранения ТБО на полигоне должны обеспечить равновесие газообразования. При этом учитываются скорости выделения газа, роста объемов и уплотнения мусора. Устройство полигона рассчитывается с учетом возможности использования земли после прекращения работы площадки. Это, как говорится, в идеале. В сущности, каждый грамотно построенный полигон ТБО – это настоящий саркофаг для хранения вредных веществ без вреда окружающей среде и здоровью живущих по соседству людей.
Так как каждый полигон «заточен» под специфику местности, типового плана проектирования просто не может быть. Он может располагаться как в низине, например, в овраге, так и на равнине. Лучше всего располагать полигоны ТБО на почве, основанием которой являются глина и тяжелые суглинки. Если такое место найти не удалось, то по требованиям СанПиН нужно сделать водонепроницаемое основание. Высота полигона не должна превышать 60 метров от основания.
Захоронение мусора проводится по картовому (от слова «карта») методу, что дает возможность поэтапно проводить природоохранные мероприятия, не дожидаясь завершения срока использования. На полигоне должны устанавливаться водоупорные краны для защиты грунтовых вод от попадания в них отходов.
Это лишь малая часть требований СаПиН к обустройству полигонов ТБО, из чего следует, что строительство и лицензирование нормального полигона ТБО стоит немалых трудов, и, как показывает практика, гораздо предпочтительней пойти путем, как говорится, наименьшего действия, но с высокой коррупционной составляющей.
На «Прямой линии» 14 апреля 2016 года Владимир Путин признал, что вывоз мусора «является неконтролируемым и очень криминализированным».
На форуме Общероссийского народного фронта в ноябре 2016 года Президент РФ вновь вернулся к этой теме:
«7 тысяч свалок, 1,5 тысячи полигонов, лицензии просрочены по многим объектам, 20 тысяч незаконных свалок. Это просто создаёт невозможные условия для жизни многих наших граждан вблизи этих объектов. Я должен вам сказать, признаться, мне приходилось, что касается Московской области, лично некоторыми вопросами заниматься, просто лично. Никак не сдвинуть с мёртвой точки. Там и криминал вокруг этого крутится, и бизнес процветает какой-то. Гражданам просто невозможно решить эти вопросы. Пока по моей личной команде там не вставали сотрудники внутренних войск или Нацгвардии — ничего не могли прекратить, даже местные власти ничего не могли сделать».
По данным главы Минэкологии РФ Александра Когана на апрель прошлого года «мощности действующих мусорных полигонов в Подмосковье хватит максимум на три года». Это в расчете, что в Московской области, на территории, которая занимает лишь 0,25% площади РФ, ежегодно захоранивается 10 миллионов тонн отходов, или около 20% всех ТБО всей страны.
Если к 10 миллионам тонн мусора в год прибавятся еще 17 миллионов реновационных тонн, то мощности подмосковных полигонов израсходуются за год-полтора.
По данным моих источников, реальная ситуация намного хуже официальной. Существующие легальные полигоны и карьерные выработки в Московской области не в состоянии вместить более 5% от планируемых объемов строительного мусора Москвы. По сведениям от владельцев ряда легальных песчаных карьеров в Московской области большое количество посредников уже сейчас пытаются договориться о будущих «криминальных» свалках в Подмосковье. Фактически не менее 250 млн. тонн строительного мусора будут сваливаться «в складках местности». Уже строятся дороги к будущим «левым» свалкам.
Но ведь уже сейчас Московская область находится на грани экологической катастрофы. Экологи провели анализ проб воды вблизи существующих свалок (официальных свалок 41, неофициальных несколько тысяч):
«Везде есть превышение ПДК по органике, мутности и цветности. Везде превышение ПДК по меди, цинку и свинцу в среднем в 8 раз. Кроме этого, значительное превышение ПДК по крысам, бомжам и воронам. Резко возрастают выхлопы зловония. И это в лучшем случае - если нет пожара».
Для законной утилизации отходов реновации Москвы необходимо оперативно получать лицензии на новые полигоны, что требует обязательной государственной экологической экспертизы. Необходимо также проводить интенсивные геологические исследования подмосковных ландшафтов и почв. В настоящее время никто этим практически не занимается.
То есть утилизация отходов реновации Москвы уже сейчас принимает криминальный характер.
Можно ли предотвратить реальную экологическую катастрофу в Подмосковье? Существующий проект «Чистая страна», в рамках которого предполагается построить четыре мусоросжигающих завода в Москве, такой возможности не дает, так как для радикального решения вопроса нужно не 4 завода, а на порядок больше, причем самых современных, которые не дают на выходе ядовитых зольных шлаков.
Выход состоит в строительстве нескольких полноценных полигонов-саркофагов ТБО, которые можно окружить современными мусоросжигающими заводами, чтобы в относительно небольшом числе районов области создать мощные кластеры по хранению, сжиганию и утилизации ТБО. Процесс строительства таких кластеров должен быть под контролем ответственных государственных структур, а не бизнесменов и чиновников с сомнительной репутацией.
На уровне государственной власти может быть инициирована процедура создания механизма обязательной геологической экспертизы потенциальных мест захоронения отходов реновации крупных городов. Пилотным проектом может стать как раз реновация Москвы. Поскольку московский опыт реновации планируется к распространению на всю Россию (в Госдуме готовятся соответствующие законопроекты), предлагаемый механизм будет актуален для всей территории РФ.
По сути, выбора нет. Или власть делает волевое усилие и реализует масштабный проект строительства безопасных хранилищ ТБО, или «фенольные свалки» отравят Подмосковье уже в ближайшие годы.
И самое важное. Если уж нельзя совсем остановить, то темпы реновации следует хотя бы привязать к темпам создания безопасных полигонов для хранения миллионов тонн московского мусора.
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.