Фото: buryatia.sledcom.ru/Global Look Press
В российских СМИ практически закончилось обсуждение резонансной трагедии в столице Бурятии Улан-Удэ, где девятиклассник напал с топором на учеников 7-го класса в школе N5 и поджег учебное заведение. Жертвами нападения стали семь человек, - учительница и шесть школьников. 15-летний нападавший, который пытался после нападения покончить с собой, был задержан и госпитализирован.
По сложившейся среди российских чиновников традиции раздались призывы усилить меры безопасности в школах, а правоохранители «перевели стрелки» на «подрывные социальные сети», в которых якобы дневали и ночевали участники этого и ряда других нападений на школы.
Случаи нападений в российских школах в 2014-2018 годах
Москва. 3 февраля 2014 года десятиклассник Сергей Гордеев, вооруженный карабином и винтовкой, пришел в школу N263 района Отрадное, где застрелил учителя географии и взял в заложники одноклассников. Затем он открыл огонь по прибывшим на место происшествия полицейским, убив сотрудника вневедомственной охраны. 3 марта 2015 года суд направил подростка на принудительное психиатрическое лечение.
Брянск. 15 декабря 2014 года в раздевалке спортзала одной из школ Советского района Брянска 15-летний ученик ранил одноклассницу из пневматического пистолета. В МВД рассказали, что между учениками произошел конфликт, во время которого подросток достал пистолет и несколько раз выстрелил в стены и пол. Одна из пуль рикошетом попала в стопу стоявшей рядом девушки.
Нижнекамск. 11 февраля 2017 года на уроке в школе N1 Нижнекамска 14-летний ученик выстрелил из пневматического пистолета в глаз соседа по парте. 17 февраля ребенок скончался от полученного ранения в одной из больниц Казани. Против стрелявшего было возбуждено уголовное дело по статье 111 ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека"), против сотрудников школы - по части 2 статьи 293 УК РФ ("Халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека").
Усинск (Республика Коми). 12 мая 2017 года в Усинске во дворе школы N2 один из учеников 2001 года рождения открыл огонь из пневматического пистолета по другим детям. Травму глаза получила девочка 2003 года рождения. В отношении подростка было возбуждено дело по статье 213 УК РФ ("Хулиганство"). Директор школы получила выговор.
Ивантеевка (Московская область). 5 сентября 2017 года девятиклассник, вооруженный кухонным топориком и травматическим пистолетом, пришел в школу. Подросток ударил учительницу по голове, затем стал взрывать в классе самодельные петарды и открыл стрельбу из пневматического оружия. Нападавший был задержан. Учительницу госпитализировали в тяжелом состоянии. Трое учеников, которые выпрыгнули из окна класса, чтобы спастись, получили травмы из-за падения с высоты.
Высоковск (Московская область). 28 ноября 2017 года в средней школе N1 города Высоковска подросток в ходе ссоры со сверстником достал принесенный с собой нож и ранил им одноклассника в область шеи. На следующий день следователи задержали подозреваемого, в его отношении было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 30 и части 1 статьи 105 УК РФ ("Покушение на убийство").
Иркутск. 18 декабря 2017 года на спортивной площадке одной из школ в микрорайоне Юбилейный Иркутска между несовершеннолетними произошла ссора, в ходе которой один из них ударил оппонента ножом. Пострадавший 15-летний подросток скончался. По подозрению в убийстве задержан 16-летний юноша, ранее привлекавшийся к уголовной ответственности.
Комсомольск-на-Амуре. 2 декабря 2017 года в Комсомольске-на-Амуре ученик девятого класса устроил стрельбу на территории школы. Подросток вышел на крыльцо учебного заведения и выстрелил из пистолета, внешне схожего с пневматическим. Несколько пуль рикошетом попали в трех семиклассников, один из потерпевших получил гематомы.
Пермь. 15 января 2018 года двое 16-летних подростков - учащийся 10-го класса пермской школы N127 и его несовершеннолетний знакомый, бывший ученик этого же учебного заведения - пришли в школу, вооружившись ножами. Войдя в аудиторию, где занимались дети одного из младших классов, обвиняемые нанесли ученикам и учительнице множественные ножевые ранения. Нападавшие также нанесли удары ножом и друг другу, в связи с чем были госпитализированы. Итог - 15 пострадавших, в их числе ученики четвертого класса и педагог, из них 12 попали в больницу.
Смольное (Челябинская область). 17 января 2018 года в поселке Смольное Сосновского района школьники 16 и 17 лет устроили драку, в ходе которой один из участников потасовки ударил другого ножом. Оба участника конфликта учатся в классе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Улан-Удэ. 19 января 2018 года в микрорайоне Сосновый Бор Октябрьского района столицы Бурятии Улан-Удэ девятиклассник напал с топором на учеников седьмого класса в школе N5, а также поджег класс при помощи "коктейля Молотова". Семь человек, в том числе учительница и шесть детей, пострадали. Также госпитализирован сам нападавший, который пытался после нападения ранить себя ножом и выпрыгнул из окна.
Сергей Доренко в эфире радио «Говорит Москва» со ссылкой на рассказы местных жителей и очевидцев нападения, с которыми он лично говорил, сообщил подробности трагедии в Улан–Уде, которые радикально отличаются от сообщений официальных российских СМИ. Мать одной из девочек рассказала, что скорая стала реагировать только после звонка прокуратуры. Очевидцы сообщали, что они «буквально своими силами затыкали раны, заделывали, пока кто-то из родителей не позвонил в ФСБ, и только после этого началось какое-то движение». Еще одна свидетельница рассказала Доренко, что «когда она вбежала к директору, он стоял в углу, его исказил страх, когда он увидел, что прибежал человек из родительского комитета». Эвакуацию провели прибежавшие в школу родители и сами школьники:
«Вытаскивают раненых, везут в больницу. Родители! Это все родители. Родители же каким-то образом рассказывают приехавшей впоследствии когда-то потом, после звонков в прокуратуру, полиции, что надо бежать туда, надо бежать сюда. Эвакуация идет так: дети разбегаются от рубящих их топорами мальчиков, и соседи какие-то, оказавшиеся случайно дома, их впускают. Рассказывают, две девочки, за которыми гнался с топором мальчик, две девочки вбежали в подъезд, бежали, звоня в квартиры. И кто-то нашелся, где их впустил какой-то мужчина и захлопнул дверь перед рубившим мальчиком, а потом они там пересиживали. Вот эта эвакуация в Улан-Удэ, чтоб вы понимали».
Причины пассивности руководства школы и правоохранителей становятся понятны, если принять во внимание, что местные школы, по словам позвонивших в прямой эфир жителей Бурятии, находятся под контролем криминальных авторитетов:
«Наш слушатель сказал, что его контакты в Улан-Удэ утверждают, что АУЕ, «арестантский уклад един»… эта организация организовала рубку учащихся в школе в виду того, что эта именно школа задерживала выплаты в пользу заключенных… Во всяком случае нам говорят, что эта школа была под тюрьмой, то есть тюрьма руководила этой школой. АУЕ руководила этой школой, говорит нам одна из родительниц. Школы в Забайкалье, по крайней мере об этом не первый раз сообщают…подотчетны и выполняют команды тюрем, они под тюрьмами».
Эту тревожную информацию подтверждает репортаж издания «Медуза» с места трагедии, - военного городка Сосновый Бор, пригорода Улан-Удэ.
Вот что рассказали корреспонденту «Медузы» жители Соснового Бора:
«Большинство учеников школы № 5, с которыми удалось поговорить в день нападения, заявили, что Антон Б. увлекался… «АУЕ» («Арестантский уклад един» или «Арестантское уркаганское единство»), последователи которого романтизируют тюремную и уголовную эстетику. Некоторые ученики заявили, что школа «буквально охвачена „АУЕ“».
Координатор некоммерческой организации «Дальневосточно-Сибирская военная правозащита» (ДСВП) Марина Нестеренко-Зайцева, которая живет в Сосновом Бору с 2008 года, рассказала, что «„АУЕ“ — это не фейк, это конкретные люди:
«У нас много колоний в Улан-Удэ, одна рядом с Сосновым Бором. Выходят на свободу и остаются жить в городе. Многие работают на гражданских должностях в воинских частях. У нас в части был плотник, который 11 лет отсидел за убийство матери. Военные их терпеть не могут, но что делать? Кто еще пойдет на зарплату в 8 тысяч рублей? А эти идут. Кроме того, никто не хочет об этом говорить, чтобы не навредить себе».
Предположения, что некто склонил Антона к нападению через соцсети, правозащитницу «очень возмущают», пишет «Медуза»: «При чем тут интернет! Он у нас там бывает с перебоями. Кроме того, стоит больше тысячи рублей. Кто будет платить? Нет такого, что дети сидят в интернете круглосуточно. Эта гопота (бывшие заключенные – В.П,) с ними общаются вживую. Вы поймите, в Сосновом Бору помимо коренных бурятов две категории жителей — военные и отсидевшие».
Если в Улан-Уде в подростковой среде – культ криминальной морали и эстетики, то в Перми нападавшие на школу оказались поклонниками американских «колумбайнеров». Как выяснилось, студент Бауманки, убивший свою подругу и покончивший жизнь самоубийством, мог таким образом выразить свое недовольство ее участием в субкультуре «винишко-тян», которая «берет свои истоки от хипстеров и образа девочки из фильма «Леон». Девушки в погоне за индивидуальностью красят волосы в разные цвета и стригутся под карэ, носят одежду оверсайз (это когда будто с папы рубашку сняли) и очки, делают вид что читают «сложные» книжки и непременно употребляют вино».
Можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что среди российских подростков и в целом молодежи наверняка нет искренних поклонников официальных молодежных движений, таких как «Молодая гвардия» «Единой России», которая стала кузницей кадров на командные должности в стране. Да и вообще в стране нет молодежных малых социальных групп, которые исповедуют позитивные идеалы.
Как пишет в фейсбуке мой добрый знакомый, питерский философ и, по совместительству, тибетский шаман Тарас Журба, «это деградация, вырождение, коллективное самоубийство как безусловный моральный императив. Почему нет флэш-мобов, "стань академиком", "вырасти семерых детей", "достигни просветления"? То ли еще будет... Кали-юга».
Причины такого вырождения, в общем-то, не секрет. Это поистине дикое социальное неравенство, жесткая сословная организация общества, исключающая социальные лифты, отсутствие каких-либо моральных и нравственных принципов в российской элите.
Отторжение любого официоза распространяется как вирус. Достаточно вспомнить курсантов Ульяновского института гражданской авиации, снявших пародию на клип Бенни Бенасси «Satisfaction». После жесткой реакции властей на этот клип и угроз отчисления этих курсантов из института, сразу же родилось движение в их поддержку среди студентов вузов и училищ, которое продолжает распространяться — аналогичные пародии снимают даже петербургские пенсионерки.
Создается впечатление, что строители российского сословного общества знать не знали о таком явлении, как социальная индукция. В успешных, развивающихся социумах социальная индукция работает на позитив и сплочение общества на базе той или иной национальной мечты, в деградирующих – разбивает в прах любые усилия власти стабилизировать ситуацию в стране, и делает привлекательными любые деструктивные и криминальные идеологемы, начиная от запрещенного в РФ революционного джихада до криминальной субкультуры АУЕ.
Ни усиление мер безопасности в школах, ни даже полный запрет интернета не дадут никакого результата. Негативная социальная индукция найдет способ проникнуть в сознание не только отверженных «нищебродов», но и отпрысков элитных групп.
Несколько лет назад в своем выступлении на конференции «Инфофорум», которую ежегодно проводят российские силовики, я выступил с докладом о механизмах организации «цветных революций», которых так опасаются российские власти, на конкретных примерах доказав, что организовать массовые социальные протесты вполне можно не только без привлечения интернета и социальных сетей, но и вообще без каких-либо технических средств. Когда я закончил свое выступление, ко мне подошли и буквально засыпали вопросами полтора десятка коллег из стран СНГ. Ни один российский чиновник или функционер российских спецслужб интереса не проявил. Этот факт также можно отнести к негативной социальной индукции, когда те, кому поручено заниматься вопросами национальной безопасности, делают это, как говорится, ради галочки, не вкладывая душу в исполнение профессиональных обязанностей.
Перефразируя классическое определение революционной ситуации, можно сказать, что в текущей текущей российской реальности не только низы, но и верхи не хотят ни жить, ни управлять «по-старому», но как жить и управлять «по-новому», похоже, не имеют понятия.
Лидеры Западного мира прекрасно понимают, что происходит в нашей стране. «Россия сейчас находится в колоссальном упадке. Они стремительно скользят вниз по наклонной плоскости. Вопрос лишь в том, когда они придут к финишу», - на днях заявил бывший вице-президент США Джо Байден в Совете по международным отношениям в Вашингтоне.
К великому сожалению, я не могу опровергнуть его слова.
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.