Через месяц после вступления в силу «закона Яровой», он так и не начал исполнятся. Пока это просто невозможно - нет необходимых подзаконодательных актов, не определены многие технические параметры хранения данных.
Такие выводы можно сделать из обширной публикации РБК, журналисты которого опросили основных игроков рынка. Как выяснилось, до сих пор неизвестно, каким образом компании должны передавать данные правоохранительным органам. Существуют сотни кодировок, систем сжатия и шифрования данных и каждый организатор распространения информации в интернете (ОРИ) использует свои системы.
Связанно это с тем, что изначально каждая компания ОРИ, а это мессенджеры, форумы и соцсети и сайты знакомств, закупали такое оборудование для своей работы, которое считали наиболее подходящим для них. Поэтому у всех сложилась различная техническая архитектура.
Судя по всему не очень понимают это в самих правоохранительных органах, поскольку до сих не последовало разъяснений на эту тему. При этом в Роскомнадзоре заявили РБК, что все прекрасно и никаких дополнительных подзаконодательных актов не требуется. Впрочем, профессиональная компетенция Роскомнадзора известна, достаточно посмотреть, как там пытались заблокировать мессенджер Telegram.
Когда в июле 2016 года принимался «закон Яровой», то депутаты несколько схитрили и прописали в нем, что все технические параметры и прочие необходимые условия должны быть прописаны в актах правительства. Тем самым переложили проблему исполнения закона на чиновников и облегченно вздохнули.
Правительство же пока выпустила всего одно постановление, в котором определило время хранения данных ОРИ – полгода. Это касается текстовых и голосовых записей. Операторы, которые предоставляют услуги по передаче данных, должны хранить трафик 30 суток начиная с 1 октября. А затем компании обязаны каждый год на 15% увеличивать объем хранимых данных.
Немало писалось и о колоссальных затратах, которые понесут компании для хранения трафика. Эксперты говорят, что интернет-ресурсу с активной аудиторией в 500 тыс пользователей потребовались бы затраты не менее чем в 20 млн рублей на приобретение дополнительных серверов и разработку софта.
Это если хранить данные у себя. Но крупным компаниям, которые ежедневно обслуживают миллионы людей, никакого своего оборудования не хватит, и им придется арендовать СОРМ. Так расходы Яндекса на такую аренду оценивают в 5-6 млрд рублей.
Есть и другая опасность для российских ОРИ. Исполнение «закона Яровой» во всех его аспектах, может повлечь штрафы со стороны Европейского Союза. Поскольку в законе не прописаны исключения для иностранных граждан и, получается, что в отношении них будет нарушаться уже европейское законодательство, где личные данные защищены и их хранение и использование возможно только с согласия самих людей. По оценке экспертов сумма штрафов от ЕС может составить до 20 млн евро.
То, что такая ситуация с исполнением «закона Яровой» сложится было понятно всем игрокам задолго до его вступления в силу. Еще 19 января тогдашний первый вице-премьер правительства Аркадий Дворкович говорил, что вступление его в законную силу может быть сдвинуто на несколько месяцев. Эксперт Карен Казарян отмечал, что «очевидно, что правительство не успевает согласовать подзаконные акты в приемлемой для отрасли форме».
Кроме того, у многих специалистов до сих пор остается вопрос – а зачем все это? Большинство компаний и так хранят определенную часть трафика и сейчас возникает ситуация, когда произойдет дублирование. Компании вынуждены закупать оборудование у определенных производителей. Правда пока так и не ясно какое и у кого. А потому «закон Яровой» пока и не исполняется.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: