globallookpress.com
Страна отмечает 100-летие Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. Отмечает без фанфар, но все-таки весьма широко. И в духе комсомола – с торжественными собраниями и неофициальной частью затем.
Бывшая «комса» собирается в лучших залах своих населенных пунктов – в оперном театре, как в Казани, бывших дворцах съездов и культуры. Оно и понятно, комсомол – это молодость и нынешние уже достаточно пожилые люди вспоминают ее, а не занудное партийное прошлое.
В Советском Союзе не быть комсомольцем было практически невозможно. Октябренок – пионер – комсомолец. Избежать этого пути было не реально и только единицам удавалось отвертеться от комсомольского значка на лацкане. Но большинству молодых людей поколения 70-80х годов это и в голову не приходило, членство в ВЛКСМ воспринималось также естественно, как ходить в школу и учиться в ВУЗе.
Вот в компартию вступать было не обязательно, это считалось уже уделом не просто сознательных людей, а «доросших» до такого шага. Вполне можно было всю жизнь просуществовать без партбилета, достаточно было подтверждать свою приверженность нерушимому блоку коммунистов и беспартийных. Фраза «Я еще не готов вступить в партию» воспринималась как знак сознательности и непрерывной работы над собой, даже вызывала уважение у партноменклатуры.
Иное дело комсомол. Не смотря на всю формализацию, ВЛКСМ была структурой гораздо более демократической и гибкой. Всю деятельность комсомола можно условно разделить на две части: формальную – собрания, съезды, от которых, собственно, и сводило скулы и неформальную.
Фото: globallookpress.com На XIX съезде ВЛКСМ
Попав под крыло комсомола любой творческий коллектив или, даже целое явление в обществе, получало определенную защиту. В идеологическом смысле уже никто не пытался найти «тлетворное влияние Запада» в какой-нибудь рок-группе, если ее курировал местный райком.
Более того, можно было получить комнатку в местном дворце культуры для занятий и репетиций, выделялись какие-то музыкальные инструменты. Но это дело надо было отрабатывать – выступать на различного рода мероприятиях, праздниках, шефских концертах. Но это воспринималось как неизбежная плата за возможность заниматься творчеством в остальное время.
Попав под крыло комсомола, были спасены от разгрома не просто отдельные коллективы, а целые культурные явления. Так случилось с авторской песней. После закрытия Грушинского фестиваля, эмиграции и объявления идеологическими врагами Александра Галича и некоторых других родоначальников бардовского движения, казалось, что легально песню под гитару петь уже будет невозможно.
Фото: globallookpress.com
Спас комсомол. 80-е годы – время бума клубов самодеятельной песни (КСП), даже в самых маленьких городках появляются бардовские объединения. Произошло это во многом и потому, что ВЛКСМ взял их под свою опеку. Петь под гитару стало безопасно, теперь можно было не рисковать попасть в антисоветчики, а едкую критику в песенках можно было объяснить желанием исправить «отдельные недостатки».
Понятно, что это было выполнение решения руководства и комсомолу было поручено каким-то образом взять под контроль разного рода неформальные движения в стране. Но это тот случай, когда опыт оказался достаточно удачным.
Правда, не обходилось без курьезных случаев. В 1987 году на Всесоюзном лагере КСП на волжском острове, Перестройка и Гласность уже не просто цвели, а давали обильные плоды. Одна из стоянок-«деревень» называлась «Перестроевские выселки», по вечерам выходила в «эфир» информационная программа «Вымя». Один персонаж купил в местном ЦУМе красные трусы какого-то чудовищного размера и повесил их на флагшток. Корреспондент одной из центральных газет ходила по этому бедламу и с ужасом твердила: «Как я про все это писать буду!». Но статья вышла и заканчивалась фразой: «А над всем лагерем КСП при ЦК ВЛКСМ реет большой красный флаг».
"В стране Апрелии", авторы Н.Морозов, Р.Хисамов
Поддержал в свое время комсомол и рок-клубы. Сейчас трудно сказать как сложилась бы судьба у Виктора Цоя, групп «Крематорий», «Алиса», Наутилус Помпилиос» и множества других корифеев, если бы не эта поддержка. Может быть так и остались местечковым явлением, хотя могли и пробиться «на кассетах», как, собственно, это и произошло.
Отдельная история – комсомольская номенклатура, куда шли откровенные карьеристы. Получив управленческий опыт, она первой ринулась зарабатывать деньги любой ценой. Конформизм и умение приспосабливаться к любой власти позволили аппаратчикам занять важные посты и постепенно подняться до высших должностей уже в современной России. Вот они-то как раз и заседают в эти дни в оперных театрах.
А остальные просто с ностальгией вспоминают свою ушедшую юность. Комсомольскую. Просто потому, что никакой другой тогда не было.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: