Наш собеседник сегодня - Депутат Государственной Думы РФ, президент Федерации керлинга России, председатель попечительского совета спортивной дирекции "Новая лига" Дмитрий Свищев.
- Дмитрий Александрович, закончился очередной зимний сезон. Как вы, президент Федерации керлинга России, оцениваете его итоги?
- Если рассматривать итоги сезона в комплексе, то у нас было очень неплохое начало: призовые места на Чемпионате Европы, Универсиаде, юниорском Первенстве мира. Но все оценивают результаты работы федерации именно по Чемпионату мира, который прошел в конце сезона. Потому как Чемпионат мира является неким прологом Олимпийских игр. А там у нас случился провал, что скрывать. Мы считаем, что 9-е место не соответствует нашим требованиям, которые мы ставили перед командой, а руководство спорта России перед нашей Федерацией. И наш болельщик ждет лучших результатов.
Поэтому и было принято решение по усилению тренерского штаба сборной, укреплению материально-технической базы, увеличение финансирования команды. Мы считаем, что подбор тренеров – это ключевой момент в формировании сборной. Как вы знаете, у нас был эксперимент по привлечению иностранных игроков в команду, был опыт работы с канадскими тренерами в мужской команде, консультантом в женской. И результаты говорят о том, что нам необходимо продолжать идти в этом направлении. Сейчас уже сформировался штаб сборной, в том числе женской. Это будут иностранцы.
- В прессе активно обсуждает уход Ольги Андриановой, которая долго была бессменным тренером женской команды. Для многих она – просто символ керлинга в России.
- Это ошибка - считать, что Андрианова – это символ керлинга. Безусловно, она личность харизматичная. Просто, дело в том, что это не частная лавочка, нельзя делать все, что захочешь. Она сделала очень много для российского керлинга, это факт. Но спортсмены выросли и переросли ее как тренера.
Когда она пришла в керлинг, было начало 90-х. Все были самоучки. Конечно, на уровне РФ они были лучшими, но на международной арене ничего не показали. Она создала команду из девчонок, которая вообщем неплохо выступала на соревнованиях. Мы всегда радовались вместе, вместе разочаровывались. Но настало время, когда мы понимаем, что от нас требуют большего, а именно - олимпийских медалей. И мы пришли к выводу, что нужны радикальные изменения. Расстались мы абсолютно нормально, никаких ссор не было. Она стала генеральным секретарем, это второй человек в Федерации. Я предложил ей перейти именно на роль руководителя. Потому что на месте главного тренера должен быть человек со свежим, что называется, незамыленным взглядом, который отбросит все накопившиеся стереотипы, будто мы самые крутые и красивые. Нам нужен результат, это главное, все остальное вторично.
- Известны ли вам уже имена людей, которые появятся на тренерском мостике?
- Да, мне известны имена. Завтра мы подпишем контракт, я думаю. Но назову имена только после подписания. Скажу лишь, что это одни из лучших тренеров в мире. Таких в России нет. Люди приехали уже с программой, мы все обсудили. Сейчас идет корректировка по сметам, по расписанию. То есть у нас начались рабочие будни.
Надо понять, что эти изменения зрели годами. Посмотрите, мы заняли 9-е место на ЧМ, это нас не устраивает. Да, было третье место на ЧЕ, но это без канадцев, американцев и других. Наша цель сейчас, повторюсь, – медали в Сочи. Могу со всей ответственностью заявить, что если медалей не будет, то в первый же день после Олимпиады я подам в отставку.
- То есть задачи перед новыми тренерами будут самыми высокими?
- Прежде всего, мы пришли к тренерам и спросили, верят ли они в команду? Они ответили: да. Они все делают сами: план, программу, плюс, не буду скрывать, они сильно мотивированы деньгами. Что уж тут скрывать, просто так, за российский флаг, иностранцы не станут работать. И на командном собрании все сказали, что верят в новых тренеров. Я увидел у девчонок жажду игры, жажду побед. Конечно, когда 10 лет у тебя один тренер, то сложно свыкнуться с переменами. Да и я не из керлинга, они это понимают. Но цель у нас одна – привести команду к олимпийской победе. Кроме того, мы хотим развивать керлинг в стране – строить стадионы, вкладывать душу.
- А как вы вообще относитесь к тому, что все чаще российские национальные сборные доверяют иностранцам?
- Я положительно смотрю на такую практику. Потому что нет такого мононационального вида спорта, где бы преобладала только одна команда, а все остальные просто смотрели и завидовали. Ну что, лапта или русский хоккей? Это уважаемые виды спорта, ни в коем случае не хочу обидеть своих коллег. Но керлинг - не наш вид спорта, хоккей тоже, футбол. И мы должны перенимать у иностранцев опыт, это нормально. Есть хорошая поговорка: «там где мы учимся – они преподают». Надо брать и спортсменов, которые хотят выступать за нашу страну. Это очень важно. Мы, простите, будем идиотами, если не будем так делать.
- В прошедшем сезоне в Москве прошло много мероприятий, которые проводила «Новая Лига». Как вы оцените их результаты? Какие планы на будущее?
- Мы провели несколько мероприятий: по горным лыжам, фристайлу, лыжным гонкам. С точки зрения организации, все прошло хорошо. Обидно, что было мало зрителей, но повлияла в одном случае погода, в другом был будний день. К сожалению - это особенность международного календаря. Но спортсменам понравилось, Международной федерации лыжного спорта (FIS) тоже. Ведь мы еще и отрабатываем технологии проведения Олимпийских игр.
Что касается следующего сезона, то сейчас только подаются заявки. Мы планируем традиционный набор соревнований. Москва нас поддержала. Хочется еще сделать что-то молодежное, использовать искусственную рампу для экстремальных видов спорта. Что-то вроде Х-Games. Хотим сделать красивое и мощное шоу. Знаете, такую тенденцию заметил. Спонсоры раньше требовали, чтобы был официальный Кубок мира. А сейчас классических видов спорта они начинают сторониться. Все обращают внимания на молодежные направления. И мы не хотим быть в стороне. Обсуждаем с коллегами из Австрии, к примеру, что можно сделать.
- А летние игры? Планируете ли развивать и это направление?
- Мы как раз подали заявку на летние X-Games.
- А как вы относитесь к тому, что страны-соседи тоже начинают перенимать ваш опыт? Киев подал заявку на проведение соревнований по фристайлу на искусственной рампе в центре города.
-Хорошо отношусь. Они уже обратились к нам, как к техническим партнерам. Мы будем строить там рампу. Понимаете, какое дело. До нас вообще никто в мире не проводил такие соревнования на рампе. Были по сноуборду, но с маленьким размахом. Мы пошли по большому пути. Это серьезные инвестиции. Нужно изначально вложить большие деньги. То есть, либо поддержка государства, либо спонсоры, которые помогут вернуть деньги. Я понимал, так как давно в спорте, что буду возвращать средства долго. Не сразу, но верну. И меня не все принимали с моими такими сумасшедшими идеями провести соревнования по горным лыжам в центре Москвы. А когда приехал в FIS, то меня поддержал Гюнтер Хуяра – тогдашний директор Кубка мира по горным лыжам. Его поддержка вылилась в отличный результат. Так что какую-то лепту в историю мы внесли, что очень приятно. Вместе с президентом Ассоциации лыжных видов спорта России Андреем Бокаревым мы вложились и купили эту рампу. И теперь можем конкурировать даже с самыми известными курортами.
- А вообще этот бизнес может приносить прибыль?
- Когда-нибудь это обязательно будет прибыльно. В Европе, например, Кубки мира прибыльны. Скажем, маленькая деревня. И во время соревнований туда приезжает телевидение, зрители, спонсоры. Закручивается бизнес-процесс. Все приходит в движение. И они зарабатывают на этом деньги. Конечно, эффект можно сразу не увидеть. Но такие соревнования создают имидж. Где пройдет Кубок мира – там плохо быть не можешь. Ведь если бы не было Олимпиады в Сочи – то там канализация сливалась бы как раньше, - в море, не было бы стадионов, новых гостиниц, аэропорта, да даже дорог не было бы. Все осталось бы так же. И все ездили бы в Турцию, только не в Сочи. На 20 лет рывок мы сделали, а может и больше. Не было бы Олимпиады-80 – не было бы Шереметьево, Лужников, Олимпийской деревни. Это тоже был колоссальный рывок.
- Следующий год – предолимпийский. Эта особенность влияет на задачи? Чем он будет отличаться?
- Прежде всего, нервозностью, ожиданием. Уже сейчас начался тотальный контроль руководством страны. Потому как они понимают, что результаты вряд ли будут сильно усилены на Олимпийских Играх. Так что это последняя точка отсчета.
- А получим ли мы какие-то особенные преимущества, как страна-хозяйка? Об этом часто говорят на всех Олимпиадах.
- У нас был московский Чемпионат Европы по керлингу. Я спрашивал, как игралось. Намного сложнее, чем играть где-то. Потому что там просто играешь. А здесь проиграть нельзя. На трибунах мамы, папы, телевидение. Очень сложно с точки зрения психологии. Что касается заготовок, ничего не получается (смеется). Лед будут готовить иностранцы. Так что важная задача просто готовиться и привыкнуть к стадиону, который мы скоро запустим.
- Задачи на Олимпиаду уже поставлены?
- Прежде всего, перед собой, как президентом Федерации керлинга страны. Только призовые места. Не могу говорить, что только золото, это просто неуважение к противникам, да и мы пока 9-е. Но призовые места реальны. Для этого мы сейчас и работаем. Могу еще раз повторить, что если четвертое место – то сразу пишу заявление.
- Дмитрий Александрович, вы управленец, спортивный менеджер. Как обстоит ситуация с этой деятельностью у нас?
- Это очень нужное и важное направление. К сожалению, эта профессия у нас не распространена. Только в футболе, разве что. Но, надеюсь, что Олимпийские игры изменят ситуацию. У нас крайняя нехватка таких кадров. Сейчас есть курсы, факультеты в университетах. Но важно изменить ситуацию и с болельщиками. Надо, чтобы люди приходили на стадионы и не только на футбол, хоккей, баскетбол, теннис.
- Вы затронули тему болельщиков. Как вы относитесь к фанатскому движению?
- Я отношусь только положительно. Без поддержки не будет никакого бизнеса. Это очень важный вопрос. Сейчас, в дни Чемпионата Европы по футболу, у нас сформированы фан-зоны на ВВЦ, в других местах. Это говорит о том, что зарождается культура. Вы же знаете, как говорят: я не пойду на футбол, потому что мне там голову оторвут. Но надо понимать, так ведут себя не все. В основном, это молодые ребята, которым надо дать волю энергии. С другой стороны, есть люди взрослее, которые идут на стадион, чтобы получить удовольствие и поболеть за любимую команду. Это именно болельщицкая культура. Сейчас никто этим профессионально не занимается. Пожалуй, во Всероссийском объединении болельщиков идут в этом направлении. Молодцы, они занимаются многими вопросами в контакте с РФС. Я надеюсь, что у них все получится. Но таких обществ должно быть много. Во всех видах спорта. И тогда спорт будет развиваться быстрее.
- А у вас нет подобных идей в отношении керлинга? Может быть, создать что-то подобное.
- Идей нет, но я готов поддерживать конструктивные инициативы. В том числе на законодательном уровне. Как депутат Государственной Думы. Знаете, мне, как организатору соревнований, необходима помощь и поддержка таких обществ.
- А как вы оцените посещаемость на московском Чемпионате Европы?
- Да там вообще не было посещения. Но надо понимать, у нас в стране всего 500 человек играет в керлинг, о чем тут говорить. В Канаде играет полтора миллиона. Это спорт номер два в этой стране! Представляете? Приезжали в Канаду, Норвегию, - там везде битком стадионы. Старики, дети, все хлопают, болеют. Помню, когда еще не разбирался в керлинге, смотрел на реакцию людей и так узнавал, получился ли бросок или удар.
- Кстати, а сейчас как ваши познания в керлинге?
- Я и заниматься хожу. Мне интересно. Мне просто стыдно не играть в тот вид спорта, где я президент Федерации.
- Тем более, не прыжки в воду
- Да. Хотя, был бы президентом там, прыгал бы. Хотя бы солдатиком (смеется).
- Заканчивая беседу, вопрос на злобу дня. Идет Чемпионат Европы по футболу. Вы смотрите трансляции из Польши и Украины?
- Я не просто смотрю, но и являюсь соорганизатором Фан-зоны на ВВЦ. Так что, конечно, смотрю, болею, переживаю, как и все. Понимаете, что такое Фан-зона? Это импровизированный стадион. Можно собрать дома компанию, но это все равно не то. Я не могу поехать в Польшу и Украину, но могу пойти в Фан-зону.
В конце беседы я задал вопрос Дмитрию Александровичу, как, по его мнению, выступит сборная России? Он ответил: «Хочется верить в чудо». Очень жаль, что чуда так и не случилось…
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.