Для того, чтобы защитить транспорт от террористической угрозы, одними досмотровыми средствами не обойтись. Нужны специалисты, причем не просто технари, а люди, обладающие специальной подготовкой в сфере психологии. Или, иначе говоря, профайлеры.
Слово «профайлинг» не имеет адекватного перевода на русский язык. Оно означает совокупность методик, позволяющих анализировать и прогнозировать поведение человека. И, соответственно, по поведенческим характеристикам вычислять подозрительных людей. Простейший вариант – небольшое собеседование с пассажиром, во время которого профайлер не только слушает ответы, но и внимательнейшим образом изучает жесты, мимику, «считывает» всю совокупность невербальной информации. То есть профайлер – это своего рода «детектор лжи», которому для работы не нужны ни датчики, ни любые другие технические приспособления.
Первой страной, начавшей активно использовать профайлинг для защиты на транспорте, прежде всего авиационном, стал Израиль. Это было в конце 1970-х. Затем этот опыт переняли США и ряд европейских стран. Сейчас профайлинг активно используется службами безопасности крупнейших аэропортов мира, в том числе и российских. Профайлер, например, может находиться за стойкой регистрации – невербальная реакция человека на проверку паспорта и билета, на простые вопросы типа «это Ваша сумка?» уже способна дать необходимую для анализа информацию. Хорошую пищу для работы профайлера дает также поведение пассажира в зоне досмотра. Понятно, что аэропорт для большинства пассажиров – в любом случае стрессовая ситуация, но работа профайлера как раз и состоит в том, чтобы отличить предполетное волнение от действительно подозрительного поведения. Например, по невербальным характеристикам «прочесть» излишнюю нервозность или же, наоборот, чрезмерную отрешенность пассажира при контакте с представителями служб безопасности.
Метод открытого относительно обширного собеседования применяют преимущественно в Израиле. Кстати, сотрудники израильских спецслужб говорят, что как раз россияне хуже всего реагируют на эту процедуру, считая «идиотскими» задаваемые вопросы («кто собирал Ваш багаж?», «Зачем Вы летите в нашу страну?» и т.д.). Граждане других стран, столкнувшихся с террористической угрозой, воспринимают такое собеседование с куда большим пониманием.
Специалист по профайлингу должен обладать не только знаниями в области психологии, но и способностью к быстрому анализу, моментальной реакции. Есть и еще целый ряд не самых простых требований. С одной стороны, профайлер априори исходит из того, что любой человек, включая маму с младенцем или же дряхлого старичка, может оказаться преступником. С другой – такой подход не должен никоим образом проявляться в тех случаях, когда идет прямое общение с пассажиром. Профайлер в любом случае должен быть сдержан, вежлив и корректен. При этом – что очень важно – выводы специалиста-профайлера не являются окончательными, любые подозрения проверяются в ходе дополнительного углубленного досмотра.
И представители органов власти, и эксперты сейчас сходятся в том, что методики профайлинга на транспорте необходимо применять не только в аэропортах, но и на других видах транспорта. Об этом говорил и глава Минтранса Игорь Левитин, и специалисты из МВД. Скорее всего, обучение навыкам профайлинга будет происходить в рамках действующей Комплексной программы обеспечения населения на транспорте. Безусловно, задачи готовить в массовом порядке специалистов, подобных доктору Лайтману из сериала «Обмани меня», не ставится. Речь идет о том, что по крайней мере на крупных транспортных объектах должны появиться в полном смысле профессионалы служб транспортной безопасности, владеющие и технической частью работы с досмотровым оборудованием, и навыками профайлинга.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.