Рост уровня реальной террористической угрозы и все более частые случаи «телефонного терроризма» приводят к тому, что у каждого из нас появляется все больше шансов оказаться эвакуированными из зданий железнодорожных и автовокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры. Как правильно вести себя в таких ситуациях? Как справиться со стрессом, который неизбежно возникает у людей, оказавшихся в ситуации террористической угрозы? Об этом разделу «Транспортная безопасность» рассказала психолог Марина СОЛОВЬЕВА.
— Марина Анатольевна, что происходит с психикой человека, попавшего в экстремальную ситуацию на транспорте?
— Когда неподготовленный человек попадает в экстремальную ситуацию, он чувствует страх, переживает панику. Но, к сожалению, большинство людей считают страх постыдным чувством, панику и гнев – позором, и стараются подавлять эти чувства. Этим люди очень вредят себе, ведь вместо того, чтобы пережить естественные эмоции, они, подавляя их (что само по себе разрушительно), начинают испытывать деструктивные чувства, такие, как стыд, вина.
Тяжелые последствия стрессовых ситуаций – бессонница, постоянная подавленность, ограничение себя в передвижениях, страх не совладать с ситуацией, панические атаки и многое другое – всё это следствия подавленных, непережитых эмоций. Без грамотной психотерапии всё это может привести к психическим расстройствам, например, фобиям, депрессиям, неврозам.
Если же человек может правильно распоряжаться своими эмоциями и готов следовать за инстинктом самосохранения, который всегда включается в стрессовых ситуациях, то он может не только спастись сам, но и спасти других. В каждом человеке заложено желание и возможность стать вожаком, но для этого нужно прежде всего не «справляться» со своими эмоциями, а естественным образом переживать их.
Инстинкты – это такая же составная часть нашей психики, как интеллект, чувства, эмоции. И каждому из этих компонентов нужно отвести определенное место.
— Когда человеку, пережившему эвакуацию из-за ложного звонка или реальный теракт, нужно обращаться к психологу?
— Идеально – сразу же после того, как ситуация окончилась. Именно поэтому на места трагедий обязательно выезжают психологи специальных служб. Время в таких случаях играет важную роль: подавляемые эмоции как бы уходят все глубже в человеческую психику, и через несколько недель или месяцев вместо быстрого снятия стресса может потребоваться длительная психотерапия. Человеку нужно будет помочь не просто пережить испытанные им чувства, но сначала осознать, что его состояние связано именно с той конкретной стрессовой ситуацией.
Однако есть люди, которые могут справиться со стрессом от пережитого теракта, эвакуации или новости о теракте и сами. Для этого надо понимать, что возникший страх – нормальное чувство, и человеку нужно время, чтобы его пережить. Не стоит принимать успокоительные препараты без назначения врача, они только помешают пережить случившееся. А вот прислушаться к своему телу, к своим эмоциям – просто необходимо.
— Два неизменных спутника эвакуации или теракта – это волнение и паника. Как людям нужно распоряжаться этими эмоциями?
— Волнение, страх, гнев – это нормально, не надо с ним бороться. Ведь волноваться мы начинаем, когда попадаем в непривычную, неизвестную ситуацию. Когда тело адаптируется к ней, то волнение пройдет само, а до этого оно – лучший помощник.
Паника – это тоже нормальная реакция. Не надо ее стесняться. Если человек поддался панике, ему нужно просто понять, что это тоже его реакция на неизвестность. Осознавший свою панику человек может направить ее в нужное русло. Толпе нужен вожак, который поможет ей осознать свое состояние и направить его в конструктивное русло. Если же человек не готов становиться вожаком, его задача – постараться держаться от толпы подальше.
— Часто люди, увидев подозрительную, на его взгляд, вещь, боятся или стесняются об этом сообщать. Как подготовить себя к действиям в такой ситуации?
— Надо понимать, что мир, в котором мы живем – не всегда добрый, и угроза теракта – это не миф. В нашем обществе существуют национальные, религиозные противоречия, есть люди с больной психикой. Задача взрослого человека – позаботиться о других, постараться минимизировать эту угрозу. Человек, который научился не подавлять, а переживать свои эмоции, обязательно заметит подавленность других пассажиров. Но осознав происходящее, взрослый человек (или, в данном случае, вожак) позаботится о других, которые подавляют свой страх и из-за этого не способны к правильным действиям. При этом человек, который доверился инстинктам, интуитивно понимает уровень опасности, ведь интуиция – это сигналы тела, которые мозг попросту не успевает проанализировать. Именно поэтому в экстремальной ситуации интуитивные решения зачастую самые верные.
— Надо ли рассказывать своим детям про то, что на транспорте могут происходить теракты? Если да, то как?
— Обязательно надо. Теми же словами: мир вокруг нас не всегда добрый. Ведь разговариваем же мы с детьми о правилах дорожного движения? А это тоже опасность, которой ребенку надо учиться избегать. Ребенок все равно узнает о терроризме из выпусков новостей или из интернета. Но всегда лучше, если к этому знанию его подготовят родители.
После разговора ребенок наверняка почувствует страх. Это нормально, и даже хорошо: срабатывает инстинкт самосохранения. Задача родителей – помочь ребенку пережить этот страх. Научите ребенка слушать свое тело, инстинкт подскажет, куда бежать, как затаиться. И когда ребенок переживет первый страх, его будет легче научить правильно действовать в различных ситуациях. Кстати, детские реакции могут многому научить и взрослых, ведь часто в детях еще не успели воспитать стыда страха.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.