В конце нынешнего года заканчивается срок действия Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. О том, зачем понадобилась такая система и о том, что удалось сделать, рассказывает Евгений Ночкин (Департамент транспортной безопасности и специальных программ Минтранса РФ).
- Евгений Игоревич, программа предусматривает существенное бюджетное финансирование, на которое могут рассчитывать в том числе и собственники предприятий. Неужели собственники не могут самостоятельно решить вопросы обеспечения безопасности?
- Еще не так давно собственники, прямо скажем, не очень стремились взять за себя заботу об обеспечении транспортной безопасности, то есть – по защите от возможных актов незаконного вмешательства. Всем известные трагические события заставили задуматься и государство, и субъекты транспортной инфраструктуры. В 2007 году был принят федеральный закон «О транспортной безопасности», и задача его реализации лежит именно на субъектах транспортной инфраструктуры. Но государство понимает, что наиболее уязвимые и важные и, тем самым, социально значимые субъекты не могут сразу реализовать все меры за счет собственных средств. Поэтому государство решило помочь социально значимым субъектам построить комплексную систему обеспечения безопасности. Была принята Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, предусматривающая серьезный набор мер. Эта система строится для нас с вами, чтобы защитить нас от любых актов незаконного вмешательства, чтобы мы могли с вами безопасно пользоваться любым видом транспорта.
-Что уже сделано?
- Естественно, из-за трагических событий – теракты в метро, подрывы «Невского экспресса» - особое внимание уделяется метрополитену и железнодорожному транспорту. Программа 2010-2013 годов в первую очередь нацелена на то, чтобы заложить основы системы безопасности. Считаю, что в значительной степени нам удалось достичь этой цели. К настоящему времени на шести из восьми российских метрополитенов мероприятия Программы реализованы в полной мере. С Москвой и Петербургом сложнее. Мы все ездим на метро, видим, какой пассажиропоток. Поэтому ряд мероприятий, которые были предложены правоохранительными органами, в полной мере не удались. В данный момент они дорабатываются. Из-за большого пассажиропотока было принято решение о необходимости усиленной разработки интеллектуального видеонаблюдение. То есть пассажир попадает в объектив видеокамер еще на подходе к метро, и если у правоохранительных органов есть тревожная информация по этому человеку, он будет через систему интеллектуального видеонаблюдения опознан и на ближайшей станции метро приглашен для проверки. Что касается железной дороги, то здесь особое внимание уделяется высокоскоростному сообщению. Именно из-за развиваемых скоростей велика вероятность того, что любой акт незаконного вмешательства может привести к сходу состава и многочисленным жертвам. Начиналось все с пилотного проекта, позволяющего контролировать обстановку на высокоскоростных магистралях. Сейчас этот проект реализован уже практически полностью на участке Москва-Санкт-Петербург и Санкт-Петербург-Бусловская, а также по понятным причинам на ряде участков Северо-Кавказской железной дороги.
- Что, на ваш взгляд, эти меры дали обычным пассажирам?
- Наверное, все-таки уже можно говорить о том, что на транспорте стало безопаснее. Простой пример. Появились досмотровые зоны на объектах железнодорожного транспорта. И сразу же перед входами на них сотрудники подразделений транспортной безопасности стали находить запрещенные к провозу предметы, включая наркотики, оружие и боеприпасы. О чем это говорит? О том, что злоумышленники, которые раньше спокойно передвигались на железнодорожном транспорте с опасными предметами и веществами, стали их просто «сбрасывать» перед досмотровыми зонами. Правонарушители поняли, что за них взялись всерьез. И эта работа будет продолжаться.
- А что изменилось на других видах транспорта?
- По морскому и речному транспорту у нас планируется в ближайшие годы года «закрыть» техническими средствами обеспечения безопасности все гидротехнические сооружения Российской Федерации. Закачивается оснащение техническими средствами портов, куда разрешено заходить судам с ядерными установками.
С автомобильным транспортом сложнее. В этой сфере у государства нет собственности и нет крупных коммерческих игроков, поэтому напрямую финансировать кого-либо государство не может. Но государство выделило бюджетные средства на пилотные проекты. И это при том, что безопасностью перевозок на автомобильном транспорте с точки зрения защиты от актов незаконного вмешательства никто никогда не занимался. В данные момент реализуется пилотный проект сообщением Москва-Северный Кавказ. Ряду автовокзалов Северного Кавказа были выделены средства на построение системы безопасности на самом вокзале. Автобусы, передвигающиеся по маршруту Москва-Северный Кавказ, оборудованы ГЛОНАСС, системами видеонаблюдения и тревожными кнопками. В Московской области создан диспетчерский центр, который занимается отслеживанием передвижения автобусов. Также непосредственно Минтранс отвечает за построение единой информационной системы транспортной безопасности. Летом этого года планируется введение в эксплуатацию ядра этой системы. Это база данных о пассажирах. Перевозчики по законодательству обязаны передавать данные о пассажирах, которые покупают билеты на межрегиональные перевозки. Вся информация будет стекаться в единый центр, и представители спецслужб и правоохранительных органов будут получать эти данные. И если человек, находящийся, скажем, в розыске будет приобретать билет, он будет сразу же «высвечиваться» на мониторах и будут приниматься меры к его задержанию.
В 2014-2016 году мы планируем эту систему дорастить тем, что у нас будет собраться информация по техническому обеспечению каждого объекта транспортной инфраструктуры, будет собираться в общей базе данных, и у Ространснадзора будет возможность дистанционно контролировать соблюдение законодательствам о транспортной безопасности.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.