17 февраля исполняется пять лет с того дня, как албанские власти Косово в одностороннем порядке провозгласили независимость края от Сербии. Это решение раскололо мировое сообщество, высветило проблемы с другими сепаратистскими регионами. А в самом Косово о мире между албанцами и сербами говорить не приходится.
Провозглашение независимости Косово готовилось несколько лет, и вот 17 февраля 2008 года албанское руководство края объявило о долгожданном для него событии. США, Германия, Франция, Великобритания и ряд других государств тут же объявили о признании края. Со своей стороны, Сербия, Россия, Китай, а также несколько государств Евросоюза сочли подобный поворот событий грубейшим нарушением международного права.
Действительно, решение с точки зрения международного права спорное. Отторжение края от Сербии стало следствием натовских бомбардировок 1999 года, осуществлённых без согласия ООН, что делает вооружённое вмешательство незаконным. Хотя в международном праве есть положение о самоопределении вплоть до отделения, но оно касается народов, не имеющих своего национального государства. В случае с косовскими албанцами оно есть, и называется Албания.
Помогавшие писать конституцию Косово западные державы попытались обойти это препятствие, провозгласив край государством шести народов. Однако с просьбой о создании такой многонациональной страны никто не обращался. То, что норма не действует, подтверждается тем, албанцы выходят на улицы Приштины с флагами Албании, а не «многонационального» Косово.
Не в пользу независимости от Сербии говорит и история. Край был колыбелью сербского государства, что доказывает наличие многочисленных средневековых православных храмов и монастырей. Даже во времена османского владычества в косовском городе Печ находилась резиденция сербского патриарха. То обстоятельство, что албанцы сожгли или поругали сербские святыни, явно свидетельствует против них и их западных покровителей.
Сербия имела право силой подавить сепаратистские выступления в Косово, опираясь на конституцию Югославии. Так, союзные республики Словения, Хорватия и т.д. право на отделение имели, автономные края же им не обладали. Факты массового убийства албанцев, на которых ссылаются власти Косово и Запад, не подтверждаются. Албанцы побежали из края только в тот момент, когда на их головы в 1999 году посыпались натовские бомбы.
После 1999 года, когда вследствие ударов и ультиматумов НАТО сербская армия покинула Косово, в крае творился беспредел. Тысячи сербов и других неалбанцев были убиты, десятки тысяч бежали. Если добавить к ним резню сербов времён Второй мировой войны, проводившуюся албанцами при одобрении немецких и итальянских оккупантов, картина получится и вовсе неприглядной. Этническая чистка была, только преимущественно это была чистка сербов, а не албанцев.
Оставляет желать лучшего и облик албанских «борцов за свободу». Так, нынешний премьер Косово, а в прошлом командир Армии освобождения Косово (АОК) Хашим Тачи является одним из самых одиозных политиков современности. О его причастности к наркоторговле и чёрной трансплантологии говорила и бывший прокурор Гаагского трибунала Карла дель Понте, и докладчики Совета Европы. Однако в коридорах власти ведущих стран Запада очевидные факты предпочли «не заметить».
Признание Косово породило целый ряд проблем. Первая из них – борьба с организованной преступностью. В крае, где сплошная безработица и очень сильны клановые связи, законных источников дохода почти нет. Косовско-албанская наркомафия превратилась в одну из сильнейших, если не сильнейшую в Европе. Факты нелегальной пересадки органов на косовской земле не ставят под сомнение даже во властных кабинетах Вашингтона, Брюсселя и Берлина.
Вторая проблема – статус четырёх общин на севере края, где до сих пор преобладают сербы. Они не раз открыто восставали, мешая албанцам и помогающим им силам EULEX превратить административную границу с собственно Сербией в государственную. Евросоюз, взявший на себя основную роль в урегулировании конфликта, отказывает сербам северного Косово в присоединении к Сербии. Выходит, албанцам можно отделяться, а сербам – нельзя.
Третья проблема – албанские меньшинства в соседних странах. В собственно сербской долине Прешево неспокойно, ситуация в греческом Эпире напряжённая. В Македонии, где албанцы составляют до четверти населения, они в 2001 году уже брались за оружие, да и сегодня в стране случаются стычки на национальной почве. Представители албанского меньшинства всюду требуют увеличения их национальных прав, многие откровенно говорят о строительстве Великой Албании.
Четвёртый вопрос – «парад суверенитетов». Объяснить, почему косовские албанцы имеют право на отделение, а Абхазия и Южная Осетия не имеют, с точки зрения международного права нельзя. Когда президент Грузии Михаил Саакашвили в 2008 году затевал войну, он явно держал в голове «косовскую свинью», которую подложили его же американские и европейские союзники. До войны на Кавказе дело могло дойти и так, но события в Косово её приблизили.
Косовский бумеранг ударил и по Европе. Именно после признания большинством стран ЕС независимости Косово усилились сепаратистские настроения в Шотландии, Каталонии, Стране Басков. Фламандцы грозят расколоть Бельгию на Фландрию и Валлонию. Многие из этих территорий в прошлом имели свою государственность. У шотландцев, каталонцев или фламандцев прав на независимость явно больше, чем у Косово – и в этническом, и в историческом смысле.
Проживающие в Румынии, Словакии, сербской Воеводине и украинском Закарпатье венгры также требуют увеличения своих национальных прав. В конституции Венгрии открыто пишут о защите соплеменников в других странах и говорят о несправедливости итогов Второй мировой войны, оставивших миллионы венгров за пределами этнической родины. Объяснить мадьярам, почему албанцам можно, а им нельзя, не получается.
Наконец, пятый вопрос – раскол мирового сообщества. Россия, Китай, Бразилия, а также Испания, Словакия, Греция, Румыния как не признавали, так и не признают независимость Косово. Продавленное ведущими странами Запада решение привело к тому, что международного права фактически не существует, а на смену ему пришли «понятия» и право силы. Это уже аукается на Ближнем Востоке и в Северной Африке. И не факт, что не отзовётся где-то ещё.
В случае с Косово право силы действует вовсю. Стремящаяся войти в ЕС Сербия пошла на ряд уступок. Она признала косовско-албанские документы, фактически согласилась с установлением полноценной границы. В Белграде не возражают, чтобы на международных форумах албанцы сидели под табличкой «Республика Косово». Осталось только, чтобы косовары обрели членство в ООН, МОК, ФИФА. Но здесь сложнее, ибо приём в них могут заблокировать Россия и другие государства, не признавшие край.
Происходящее в Косово и вокруг него сегодня прокомментировали «Аргументам недели» учёные-балканисты с исторического факультета МГУ Вадим Прозоров и Владимир Путятин.
«На данный момент то, что сделано – вернуть нельзя, - сказал Вадим Прозоров. - То, как за последние пять лет развивалась обстановка в Сербии и на Балканах в целом, свидетельствует о том, что Косово сербы потеряли если не безвозвратно, то очень надолго. Именно такой сценарий написали в западных центрах, и его авторы не собираются от него отказываться.
Безусловно, имеют место выступления албанцев в Македонии и ряде других стран. Однако представляется, что данные процессы управляемы. Подобного рода выступления – дело рук албанской организованной преступности, и ответственные люди в Вашингтоне, Брюсселе и Берлине могут прекратить их по щелчку пальцев. На Западе уверены, что контролируют албанцев благодаря денежным и иным рычагам. Так что в ближайшее время обострения на Балканах ожидать едва ли следует.
Кроме того, на Западе уверены, что в состоянии контролировать сепаратистские движения в других уголках Европы. Да, из-за «косовского прецедента» по новой всплыли проблемы Шотландии, Каталонии, Фландрии. Однако практических действий по отделению от Великобритании, Испании и Бельгии соответственно они пока не предприняли. Пока ничего не говорит о том, что Европу ждёт «парад суверенитетов». Хотя положение может в будущем измениться».
«За пять лет руководство самопровозглашенной республики не решило ни одной проблемы, - отметил Владимир Путятин. - До сих пор независимость Косово не признали Россия, Китай, Индия, ряд государств Евросоюза. За это время прогремел ряд скандалов на международной арене в связи с признанием Косово со стороны ряда государств, через некоторое время дезавуировавших свое решение о признании Приштины. Их руководство указывало на попытки подкупа или давление со стороны США и ряда стран ЕС.
Другой проблемой является вопрос с сербским населением края. Не прекращаются случаи нападений, грабежей, прямых угроз по отношению к сербам. Это относится и к тем сербам, что имеют косовский паспорт. Другими словами, албанцы за все это время продемонстрировали нежелание жить с сербами в мире даже в новом «собственном» государстве.
Третьим вопросом является вопрос о собственности в крае. На территории края находятся богатые месторождения рудного и минерального сырья. Вопрос о признании Косово - это проблема собственности, приватизации объектов промышленности, принадлежавших сербским фирмам, имеющим привлекательный потенциал для западных инвесторов. Среди последних есть люди, имевших прямое отношение к операции НАТО против Югославии в 1999 году.
Вопрос о признании Косово для Сербии вновь стал вопросом номер один, как для государства, так и для нации в целом. На Сербию оказывается беспрецедентное давление со стороны ЕС и США, требующие признание Косово для вступления обеих стран в Евросоюз. Сербам предстоит выбрать путь европейской интеграции, с потерей 20 процентов своей территории, или путь фактической изоляции».
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.