Французы, пережившие осенью атаку террориста Мохаммеда Мера, застрелившего семь человек в Тулузе, не смогли не провести параллель с терактом в Бостоне – по данным полиции, и там, и там исламисты действовали в одиночку.
Сравнение показывает, что в обоих случаях действовали доморощенные исламисты, не связанные с какими-либо серьезными группировками. По мере продвижения расследования, французские специалисты по террору находят все больше общих черт между Мухаммедом Мера и Тамерланом Царнаевым – оба похожи на джихадистов, пришедших к радикализму самостоятельно, без особых связей с крупными группировками, оба пользовались для этих целей интернетом, исламистскими сайтами.
Даже визиты в исламские регионы у обоих схожи – Мера ездил в Пакистан и в Афганистан, а Царнаев – в Дагестан и Чечню, правда первый наведывался в тренировочные лагеря боевиков, а где был второй – пока неизвестно. «Однако для обоих этот визит стал толчком к поиску дополнительной информации», - считает Жан-Мари Понто, политолог, автор книги «Дело Мера: расследование». Ведь именно после визита в Дагестан у Царнаева в аккаунте появились материалы экстремистского толка.
Лейла Джасинто, эксперт по международной политике канала FRANCE 24, полагает, что этим сходство не ограничивается – оба теракта, во Франции и в США, являются примером семейного терроризма, ячейки из двух братьев, один из которых находится под сильным влиянием другого. «Это одинокие волки, но волки, имеющие сплоченную семью за спиной». Как и Джохара Царнаева, у Мухаммеда Мера был старший брат, Абделькадер, гораздо более радикально настроенный. Удивительно, но за обоими старшими братьями следили спецслужбы, но не нашли в их деяниях ничего подозрительного, никаких признаков подготовки терактов – и в этом кроется самая большая опасность.
«Им легко затеряться в толпе. Речь не идет об ошибках спецслужб», - полагает Понто, уверенный, что наступает эра нового террора, террора одиночек. Западный мир полон молодых людей, ожидавших от него подарков, как от Деда Мороза, после тяжелых воспоминаний о нищей родине, и столкнувшихся с трудностями адаптации, трудностями восприятия чужой культуры, но неспособных на душевный труд, на терпеливое привыкание. Молодежная фрустрация накладывается на фрустрацию культурную, и начинается поиск простых объяснений. Понто полагает, что привычные методы спецслужб, такие как слежка, в подобной ситуации не дадут результатов – таких молодых слишком много, и они подражают друг другу.
Джохар Царнаев признался ФБР, что они с братом действовали в одиночку, и целью Тамерлана, вдохновителя теракта, была защита ислама, на который нападают США, воюя в Ираке и Афганистане, пишет Washington post. Специалисты ФБР склоняются к тому, что он говорит правду – мать братьев на допросе в Дагестане рассказала, что она тоже стала верующей в последнее время, и уговаривала сына обратиться к Аллаху. Дагестанские спецслужбы утверждают, что никаких прямых связей Царнаева с бандподпольем обнаружено не было, сообщает РИА Новости.
Расстрел в Белгороде, похоже, звено той же цепи, хотя к исламу никакого отношения не имеет - озлобленный на судьбу молодой человек, искалеченный тюрьмой, выместил зло на ни в чем не повинных людях - и в этом сходство, для таких террористов свойственно искать причину бед не в себе, а в окружающем мире.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.