Выступления оппозиции вышли за границы Стамбула: в городе Измире арестованы за разжигание беспорядков в социальных сетях 24 человека, в Анкаре в результате столкновений с полицией пострадали 787 человек.
Протест начался совершенно неожиданно для власти, с возмущения проектом строительства в парке Гези торгово-развлекательного центра и восстановления казарм времен Оттоманской империи. Протест не только переполошил весь Стамбул, но и перекинулся на почти сорок городов в турецкой провинции, а лозунги экологические очень быстро сменились политическими, с требованиями отставки правительства.
Французский политолог Жан Марку из Института политических наук в Гренобле и Хамит Бозарслан, историк из Института социальных наук в Париже, рассказали газете Le Monde, что ничего внезапного в протесте нет – он назревал давно, и предварялся несколькими забастовками и манифестациями, статьями в прессе, социологическими исследованиями, на которое никто почему-то не обратил внимание.
Возмущение подспудно накапливалось в ответ на нарастание контроля над душой и телом турок – планами ограничить право на аборты, запретом целоваться на улице, первыми приговорами за оскорбление религиозных чувств, ограничениями на потребление алкоголя и т.п.
Оппозиционно настроенная молодежь, которая уже не хочет жить по старым оттоманским традициям, носить паранджу и во всем слушаться старших, испугалась, что у нее отнимут место, где она собиралась и чувствовала себя относительно свободно, отнимут площадь Таксим и район Бейоглу, где можно было ходить в коротких юбках и в обнимку.
Подспудное недовольство накапливалось исподволь, полагают аналитики – перестройка в парке была воспринята как символ ислама – там собирались построить и мечеть, оттоманской диктатуры – восстановление казарм, и наглого капитала – сотый торгово-развлекательный центр стамбульским молодым не очень нужен.
Протест разделила и провинция, поскольку там тоже много недовольных закручиванием гаек, безраздельным воцарением правящей партии, постепенно устранившей все системы общественного контроля и конкурентов, и премьер-министром Эрдоганом, который задумал переписать конституцию и сделать Турцию президентской республикой, чтобы вновь прийти к власти еще на много лет. Президент, полагающий, что он делает все для лучшей жизни турецкого народа, сильно обиделся и никак не может понять, что он делает не так.
Французские эксперты полагают, что процессы в Турции нельзя назвать «турецкой весной», по аналогии с арабскими странами, власть в стране была избрана вполне легитимным путем. Но раздражение ее действиями было неизбежным – Турция попала в ту же ловушку, что и многие другие: возникли сильнейшие неразрешимые противоречия между традиционалистским культом власти и изменениями в социальной структуре, появлением большого количества образованных людей новой генерации, ориентированных на свободное волеизъявление, на демократические ценности и западный образ жизни. Протест будет, возможно, подавлен, полагают французы, но никуда не уйдет и рано или поздно выскочит новым взрывом.
Фото Le Monde
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.