«Репрессии» против Швейцарии, запущенные Евросоюзом в ответ на ограничение Берном миграции из ЕС демонстрирует резкое усиление кризисных явлений внутри Евросоюза.
В ответ на ограничение Швейцарией миграции из Евросоюза последний отвечает на это репрессиями.Так, ЕС переносит с ней сроки заключения двусторонних соглашений и приостанавливает сотрудничество по ряду научно-исследовательских и образовательных направлений. А министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус открыто предостерегает Швейцарию от «самоизоляции», намекая на её сильную привязку к ЕС как главного внешнеторгового партнера Берна.
В этой связи Совет по общим вопросам Евросоюза 18 февраля предупредил Швейцарию о том, что свобода передвижения людей является одним из четырех столпов действующей в Евросоюзе концепции единого рынка. Потому её ограничения неизбежно отразятся и на экономическом сотрудничестве с Брюсселем.
Между тем, это, равно как и результаты всенародного референдума, проведенного 9 февраля в Швейцарии, свидетельствуют о серьезнейшем кризисе Евросоюза, угрожающем самому его существованию.
Руководство ЕС тем самым демонстрирует, что оно не только фактически исчерпало возможности привлечь Берн к вступлению в Европейский Союз, но и не является для него дружественной «силой». В свою очередь, швейцарцы, высказавшись за введение миграционных квот для граждан ЕС, тем самым открыто продемонстрировали непривлекательность для себя «общеевропейских идей» и ограниченность Брюсселя в достижении идеи «единого европейского пространства».
Остроту «момента» во многом определяет то, что в Швейцарии действует «прямая демократия». А это значит, что власти страны обязаны реализовать на практике результаты подобных референдумов как законное желание граждан страны в трехлетний срок. Это касается не только введения квот на въезд иностранцев, но и закрепление за швейцарскими гражданами приоритета при трудоустройстве.
То есть ограничения в первую очередь коснутся высокообразованных представителей Евросоюза, способных составить им конкуренцию по наиболее привлекательным специальностям. И в отличие от других государств Европы, почти две трети от общей массы приезжающих в Швейцарию на постоянное местожительство иностранцев, являются коренными европейцами, привлекаемыми более высоким жизненным уровнем этой страны по сравнению с другими европейскими государствами. Показательно, что среди них все чаще встречаются не только жители считающихся в ЕС депрессивных стран юга вроде Испании, Италии, Португалии и Греции, но и гораздо более благополучных Германии и Франции.
С другой стороны, эти ограничительные меры направлены и против натурализовавшихся еще в 1980-90-е гг. в странах ЕС выходцев из стран «третьего мира». Здесь также необходимо отметить и боязнь швейцарцев относительно исламизации своей страны: сейчас 400 тысяч жителей Швейцарии (пять процентов населения) из восьми миллионов составляют мусульмане, преимущественно выходцы из Турции, а также из балканских стран. Не случайно, что 29 ноября 2009 г. Швейцария шокировала не только Евросоюз, но и мусульманские страны, одобрив на референдуме запрет на строительство минаретов на своей территории.
В любом случае, результаты референдума наглядно говорят о том, что Швейцария продолжила сопротивление установкам ЕС и фактически она находится в авангарде реально оформляющегося «течения» евроскептиков. Именно она в числе первых неоднократно игнорировала основополагающие принципы Евросоюза по политкорректности. Например, в Швейцарии резко ограничены в правах по сравнению с ЕС однополые пары. А в 2009 г. на референдуме население Швейцарии выступило за законодательный запрет строительства в этой стране минаретов, что также идет вразрез другому основополагающему принципу Евросоюза – соблюдению толерантности.
Однако результаты проведенного 9 февраля референдума стали настоящим вызовом самому Евросоюзу, в который Швейцария, в отличие от большинства европейских государств, не входит. Но при этом она прямо наносит удар по перспективе создания единого европейского пространства, фактически аннулируя действующий с 2002 г. договор между Швейцарией и ЕС о свободном перемещении их граждан.
В результате вступление Швейцарии в Евросоюз, на что надеялись в зажиточных государствах ЕС, рассчитывая за счет её ресурсов снять с себя часть нагрузки на «содержание» менее благополучных европейских государств, становится всё более туманным.
Подобное поведение выглядит еще более вызывающим, учитывая то, что территория Швейцарии находится внутри ЕС. В результате последний обладает серьезными рычагами для оказания на неё давления. Однако руководство ЕС рассчитывает исправить эту ситуацию. Его представители подталкивают швейцарцев к проведению нового референдума, результаты которого могут «подправить» данные плебисцита 9 февраля.
Проводниками интересов Евросоюза в данном случае готовы выступить социалисты, открыто выражавшими несогласие с идеями ограничения миграции. Тем более, что на референдуме победа правой Народной партии (SVP) об ограничении въезда в страну граждан ЕС была выиграна лишь с небольшим перевесом (менее 50.4 голосовавших). И за ограничение миграции голосовали главным образом немецкоязычные и италоязычные, преимущественно «сельские» кантоны Швейцарии, тогда как крупные города и франкоязычные кантоны в основной своей массе выступили против этой инициативы.
При этом фактически за ограничение миграции из ЕС выступило меньшинство швейцарцев, учитывая то, что в голосовании принимали участие лишь 56 процентов граждан страны. С другой стороны, 74 процента швейцарцев, согласно данным соцопросов, выступают против ухудшения отношений с Брюсселем, демонстрирующим готовность наказать Швейцарию за подобный вызов.
Впрочем, как показала практика прошлых лет, Швейцарию, имеющую достаточно прочную экономическую основу, занимающую далеко не последнее место в мировом банковском секторе, трудно заставить отказаться от уже принятых решений.
Тем более, что «мигрантский вызов» ей стоит очень остро. Между тем, происходящее в Швейцарии поучительно тем, что даже проверенная временем система фильтрации мигрантов в Швейцарии, при которой сначала желающий получить её гражданство должен сначала стать членом коммуны, далее получить гражданство кантона и лишь затем претендовать на то, чтобы стать швейцарским гражданином, дала сбой.
В свою очередь, это наглядно показывает, что в случае, если миграционные потоки в ту или иную страну «перешагивают» критическую черту, при которой доля иностранцев там превышает 20 процентов и начинает приближаться к 25 процентам (в случае с Швейцарией – 23 процента), коренные жители начинают чувствовать себя неуютно. Даже если как в случае со Швейцарией, где основная часть мигрантов принадлежит к «родственной» европейской цивилизации.
В любом случае, результаты референдума, инициированного Народной партией Швейцарии (SVP) об ограничении въезда в страну граждан ЕС, стали еще одним крупным успехом европейских правых после ранее достигнутых родственными им политическими движениями прорывов в Австрии и Венгрии. Это придало импульс сторонникам ограничения миграции и в других странах Европы, как «евроскептикам», так и националистам, которые на майских 2014 г. выборах в Европарламент могут заметно укрепить там свои позиции, способствуя тем самым еще более заметному политическому кризису Евросоюза.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.