globallookpress
«Землетрясение в политике», «обвал» - такими заголовками пестрит европейская пресса после оглашения результатов выборов в Европарламент. Достаточно сказать, что от Франции самый высокий результат набрала партия Марин Ле Пен.
В Европе состоялись выборы в Европарламент, и совершенно неожиданно для граждан, не ожидавших от самих себя такого, во многих странах победили правые и крайне правые, радикальные партии, провозглашающие своими лозунгами «Европу для белых», «Европу для европейцев», ограничение миграции, переориентацию и сокращение социальной защиты. Особенно сильны националистические настроения оказались в традиционно социалистической Франции и веротерпимой и толерантной Дании.
«Французская катастрофа: Марин Ле Пен лидирует с 25% голосов», - пишет итальянская Corriere Della Serra. Для итальянцев, чья совсем недавняя история включает жестокие расправы с левыми, коммунистами и социалистами, еще в 70-х годах прошлого века, победа националистов у соседей – вещь жутковатая.
Но и остальные европейцы не менее напуганы: «огромная поддержка Марин ле Пен, получившей первую в истории партии победу на национальном уровне с идеями безумного патриотизма, ксенофобии и популизма» - так описывает голосование испанская El Pais, «националисты положили на лопатки традиционные французские партии», - потрясена британская Guardian, «электоральный шок во Франции», - припечатывает немецкая Bild.
На выборах в Европарламент проголосовал достаточно высокий, вопреки обыкновению, процент французов - 43,09%, и четверть из них неожиданно для самих себя поддержали изоляционистскую идею. «Социалисты порваны на клочки», - полагают французские политологи, и обращают внимание на то, что правые идеи стали проникать в мозги французов не вчера – с каждыми выборами Национальный фронт обретал все больше плоти и крови. Причинами европейцы считают и недостаток ярких лидеров у социалистов, и идеологический консерватизм, неумение и нежелание обновляться и идти в ногу со временем, и проблемы в экономике – высокий уровень безработицы, ответственность за который французам проще переложить на иммигрантов, чем взять на себя, и неумелая национальная политика…
Аналогичная история происходит и в Великобритании – традиционно склонные к некторому изоляционизму и высокомерию, как всякие наследники развалившейся империи, англичане тоже отдали 23% голосов Независимой партии Нигеля Фареджа, которого еще недавно называли «расистом» и «клоуном» - он прославился своими высказываниями в стиле россмйского лидера ЛДПР о том, что «все женщины – шлюхи» и «Британия должна встать с колен и плюнуть на Европу». Фарадж уже заявил, что его мечта осуществилась, он «на седьмом небе» - он «сделал» традиционных тори и вигов впервые с 1906 года и показал, что «истинные британцы возвращаются и рулят», - пишет Daily Mail.
Веселый националист. Фото Daily Mail
К ужасу традиционных европейских партий, к Франции и Великобритании присоединилась Дания с 23% партии «анти-иммигрантов», и новоиспеченный член Европы, Венгрия, в которой лидирует радикальная партия «антисемита и расиста» Джоббика. В Греции победили тоже радикалы – правда, в отличие от других стран левые, призывающие «грабить награбленное». В Италии лидирует внучка Муссолини, Александра Муссолини, следующая по стопам дедушки.
Карта "популизма"
Синие - правые у власти, красные - левые у власти, * - радикальные оппозиционные партии, победившие на выборах в Европарламент. Фото Le Monde
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон смог только сказать: «Я не понимаю, что случилось с англичанами…», канцлер Германии Ангела Меркель пока даже не комментирует результаты выборов.
Политические объяснения столь удивительному феномену толерантной Европы подобрать трудно – лидеры лидерами, но все-таки, согласно Карлу Марксу, политикой рулила в ХХ веке экономика, а она в Европе довольно успешна, несмотря на кризис. Похоже, причину следует искать не только в безработице – но и в психологии, в неспособности человеческого сознания справиться со стремительно растущим потоком информации, усложняющимся на глазах миром, проблемой выбора, ставшей по-нстоящему невыносимой. Когда твои усилия направлены на прокорм и как прикрыть наготу, не до размышлений, но современный мир давит на маленького человека своим многообразием, могуществом, невозможностью контроля. И в этой ситуации душа жаждет простого решения – найти виноватого. Побеждает тот, кто покажет пальцем – «это он, этот голубой, черный, красный виноват, он другой, и поэтому уже плохой, а ты – хороший, облегчи душу, сними с себя ответственность за свою жизнь, и замочи чужого…». В эпоху перемен, смены идей всегда на сцену выходит тот, кто готов дать простое решение - то же самое было и когда луддисты в Англии громили станки, вымещая на них неспособность научиться работать в индустриальном мире, то же самое происходило и в Древнем Риме, простое и легкое решение предлагали большевики.
«Наступит момент, когда симпатии избирателей вновь вернутся к левым. Но прорастут семена ненависти, которые сеют ультраправые. Они выпустили на свободу страшных монстров. Опираясь на свою «чистопородность», разжигают ненависть ко всем, кто не подходит под установленные ими стандарты. Современные ультраправые политики твердят, что они не наследники Гитлера и Муссолини, что они вовсе не нацисты и не фашисты, что они уважают демократию и не любят насилие. Марин Ле Пен или Александра Муссолини так милы… Сами они уголовных преступлений не совершают. Но разве не эти респектабельные политики воспитывают в молодежи ненависть к «другим» и «чужим»? И разве эти благообразные и респектабельные члены парламента, идеологи крайне правых, издатели подстрекательской националистической литературы не должны нести ответственность за тех, кто претворяет их слова в дела?», - вопрошает историк Леонид Млечин.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.