На недавнем благотворительном мероприятии президент США Барак Обама предложил всем успокоиться насчет угроз глобальной безопасности, заметив, что мир всегда был грязным. СМИ теперь дают нам это увидеть. В частности, мы только сейчас через социальные сети способны ощутить в интимных подробностях трудности, которые переживают люди.
Несмотря на кровавые кризисы на Ближнем Востоке и в Украине, он заявил, - "Я обещаю вам, что все происходящее сейчас на планете является гораздо менее опасным, чем это было 20, 25 или 30 лет назад. Это не то, что может сравниться с вызовами, с которыми мы столкнулись во время холодной войны”.
Может быть, вы немного смущены этим откровением от главнокомандующего американской армии? Ведь некоторые из видных политических деятелей и лиц из его ближайшего окружения оценивают то, что творится на планете, немного по-другому. Например, бывший государственный секретарь США Хиллари Клинтон считает, что в последнее время Америка жила в “очень сложном, опасном мире”, а председатель объединенного комитета начальников штабов Мартин Демпси отмечает, что “количество и виды угроз, с которыми мы сталкиваемся в наше время, значительно возросли”. Всего несколько недель назад, Нэнси Линдборг, помощник администратора Агентства США по международному развитию, утверждала, что “мы находимся, наверное, на почти историческом пике гуманитарных проблем, требующих незамедлительного решения".
Как ни странно, но в широком смысле и президент, и Линдборг по-своему правы. Несмотря на обострение напряженности на Ближнем Востоке в течение последних двух лет, США до сих пор находятся в гораздо лучшей ситуации в сфере национальной безопасности, чем это было 25 лет назад. В то же время, спрос на американскую гуманитарную помощь, возможно, никогда не был так высок, отчасти потому, что окончание холодной войны означало, что появилась возможность высвободить и мобилизовать средства для оказания дополнительной помощи по нескольким новым направлениям. В связи с этим напрашивается логичный вывод о необходимости некоторого сдвига наших глобальных усилий и соответствующих бюджетных средств, направляемых на оборону, в сторону гуманитарных целей, рассуждает старший научный сотрудник центра глобального развития Чарльз Кенни на страницах Bloomberg Businessweek.
От себя добавим, что дальнейшие его умозаключения во многом отражают благодушное настроение, царящее в Белом доме. Да и сам Барак Обама и функционеры из его ближайшего окружения не раз высказывались в подобном духе. Но вернемся к доводам Кенни,
- Сравним проблемы сегодняшнего дня с теми, что стояли перед нами четверть века назад в 1989 году. Мир охватило всеобщее ликование по поводу краха коммунизма в Восточной Европе, но Советский Союз был тогда все еще единой страной. Прошло менее года от завершения войны между Ираном и Ираком - одной из самых кровавых битв за последние 60 лет. Саддаму Хусейну оставался всего год до вторжения в Кувейт, послужившего спусковым крючком для начала войны в Персидском заливе. Свертывание советской оккупации Афганистана предвещало там гражданскую войну. Американские войска вторглись в Панаму на фоне продолжающихся национально-освободительных и гражданских войн, в том числе в Анголе, Эфиопии, Ливане, Мозамбике, Шри-Ланке и Судане. Организация "Сияющий путь" развязала террор в Перу, в то время как колумбийский Медельинский картель буквально лез на рожон. И китайская армия открыла огонь по своим гражданам, убивая тысячи людей на площади Тяньаньмэнь и соседних улицах. Тогда никто не думал, что окружающий мир спокоен и свободен от международной розни, и многие для решения своих задач, наверное, охотно поменяли то время на 2014 год.
Президент России Владимир Путин может похвастаться тем, что его танки могут занять столицу Украины Киев за две недели, если он этого захочет, но он не двигается дальше этой угрозы. В 1956 году Советская армия сразу вторглась в Венгрию и захватила ее столицу Будапешт, никого не спрашивая. Без претензий и капли сдержанности. Российская армия шестьдесят лет спустя - это хождение на цыпочках через тысячекилометровую границу с восточной Украиной. При этом она все время объявляет, что даже этого не делает.
Путин управляет страной с ВВП чуть более $2 трлн, а это примерно столько же, сколько в Италии. В России военные расходы в 2012 году находились на уровне $91 млрд. Сравнение с совокупным расходам Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании - более чем $200 млрд, а также США - $682 млрд явно не в ее пользу.
И нет сейчас правопреемника Советского Союза, который в современных условиях мог бы представлять военную угрозу для Запада. Еще в пору расцвета холодной войны Пентагон активно использовал публикации о советской военной мощи. Глянцевая брошюра была предназначена для демонстрации возможностей страны, имеющей подавляющее превосходство над обычными вооружениями НАТО, чтобы напугать всех, и выбить по ходу побольше долларов для новых крылатых ракет. С ростом китайской военной мощи эта традиция все еще не возродилась, возможно, потому, что это было бы смешно. Трудно предположить, что эта страна имеет нечто большее, чем возможность демонстрации силы в своем родном регионе. Военные расходы Китая уступают американским более чем в четыре раза.
В отношении оружия массового уничтожения во время холодной войны, риск случайного ее перерастания в обмен ядерными ударами, был постоянным, и мы нередко были к этому очень близки. В 1989 году во всем мире было накоплено 58,336 ядерных боеголовок, по сравнению с сегодняшними 10,215 боеголовками. Дело не в том, что оставшегося оружия было бы недостаточно, чтобы уничтожить планету, но снижение его количества является символом более широкой деэскалации проблемы. Например, совместно с США Россия сконцентрировала свои запасы оружия в меньшем количестве мест, которые лучше защищены. И только в четырех странах (США, Великобритании, России и Франции) ракеты с ядерными боеголовками действительно готовы к оперативному старту с пусковых установок.
Не секрет, что Индия и Пакистан во времена холодной войны присоединились к ядерному клубу, в результате чего общее число его членов возросло до восьми. Северная Корея провела испытания атомных бомб, а Иран, возможно, будет готов к перезапуску своей программы вооружения, если международные переговоры провалятся. Это, конечно, может немного увеличить общую угрозу ядерного нападения, предпринятого той или иной страной в гневе. Но в целом риск глобальной термоядерной аннигиляции снизился.
С другой стороны в течение последних четырех лет прошла серия из трех Саммитов по ядерной безопасности: по заключению совместного соглашения о сокращении запасов расщепляющихся материалов, повышению безопасности ядерных установок, а также укреплению Международного агентства по атомной энергии и международных надзорных функций. И нигде просто нет никаких доказательств того, что какая-либо террористическая группа приблизилась к тому, чтобы украсть или создать атомную бомбу.
И угроза глобального терроризма также остается на низком уровне. "Аль-Каида " в основном побеждена, так как по официальным оценкам в ее центральном ядре осталось менее 200 человек. По словам Джона Мюллера из Университета штата Огайо и Марка Стюарта из Университета Ньюкасла, мусульманские экстремисты были ответственны всего за 0,02% убийств, совершенных в США с 11 сентября 2001 года. Тогда взрывы двух башен-близнецов шокировали американцев. Сейчас мы отмечаем, что суммарное число погибших людей во всем мире по вине мусульманских экстремистов за пределами зон военных действий со времен этого теракта колеблется от 200 до 300 в год. И глобальная смертность от международного терроризма с 1989 по 2007 год упала примерно вдвое, вторит им Стивен Пинкер из Гарвардского университета.
По данным Государственного департамента, возможно, был всплеск террора и случаев со смертельным исходом за последние пару лет, но методология оценки изменилась, и трудно сказать наверняка. Более определенным является число американских гражданских лиц, убитых в террористических инцидентах по всему миру в последние несколько лет - всего 42 с 2010 по 2012 года, согласно оценке Бенджамина Фридмана из института Катона. А это меньше, чем четвертая часть от числа американцев, которые каждые три года умирают от укусов пчел, ос и шершней.
Если взять обычные войны, то в 2013 году в мире произошло 33 активных конфликта, каждый из которых вызвал, по меньшей мере, 25 смертей в ходе боевых действий. Это, по мнению исследователей шведского университета Упсала, значительно меньше по сравнению с более чем 50 подобными конфликтами, имевшими место сразу после окончания холодной войны. А в прошлом году было всего семь настоящих войн (конфликтов с более чем тысячей смертей), тогда как в 1989 году - 13. Начало нового тысячелетия остается самым мирным периодом по числу вооруженных конфликтов со времен 1960-х годов. И полномасштабные, официально объявленные межгосударственные войны по-прежнему крайне редки. Так, в прошлом году их не было вовсе.
В мире происходит не просто снижение количества конфликтов почти до исторического минимума, но и уровня их летальности. Так, например, в прошлом году из более 21 000 зафиксированных на полях сражений смертей на долю Сирии пришлось около 40%. Но если сравнить эти цифры с долговременной тенденцией, то в первом десятилетии 21-го века мы увидим в среднем около 35 000 смертей в год. Тогда как во второй половине 20-го века среднегодовые военные потери составляли около 165000 человек. Некоторые эксперты считают, что это снижение связано с улучшением уровня здравоохранения, но оно также отражает более низкий уровень насилия в мире.
Все это никак не преуменьшает безмерные страдания людей, оказавшихся в зонах внезапно вспыхивающих по всему миру конфликтов. По глобальной оценке Организации Объединенных Наций в 2013 число беженцев и “перемещенных лиц” - тех людей, которые были вынуждены покинуть свои дома, но продолжать жить в той же стране, превысило 50 млн человек. Среди 12 млн беженцев, около 40% составили афганцы и сирийцы. В Сирии также насчитывается 6,5 млн внутренне перемещенных лиц. На долю этой страны вместе с Колумбией, Демократической Республикой Конго и Суданом приходится около половины мирового внутренне перемещенного населения. Но, хотя объем внутреннего перемещения населения, зарегистрированный ООН, достиг наивысшего уровня, цифры всего лишь вернулись к 1989 году. Вместе с тем, число беженцев достигло самых высоких значений с послевоенного пика 1992 года - около 18 млн человек.
Беспрецедентная потребность в гуманитарной помощи в условиях относительного отсутствия глобального геостратегического соперничества приводит к выводу о необходимости более активного участия США в миротворческой и гуманитарной деятельности.
Путем сокращения бюджетных расходов на Пентагон и Министерство внутренней безопасности США могло бы выделять больше средств на эти цели.
На данный момент бюджет международной помощи Агентства по ЧС США, составляет около $1,8 млрд - примерно 0,25% от расходов на оборону.
Кенни считает, что этот маневр пойдет на пользу Обаме.
В плане имиджа, кто бы спорил - спровоцировал, проплатил, развязал, разбомбил, разорил, использовал, пожертвовал. Понятная нам логика. И по Сирии и по Украине.
Понятно и желание президента США войти в историю в образе национального лидера, обеспечившего наивысший уровень защиты собственных граждан от грязного мира. Герой, гарцующий на белом коне в Белом доме - это красиво. А чего не радоваться, когда успехи налицо. Союзников подмяли и загнали в единый строй. Обучили их современным методам борьбы с инакомыслием, в том числе санкциям и другим методам дискриминации. Без США не пикнут. Серьезных врагов не наблюдается. Одни, неугодные всаднику демократии режимы, еще не созрели, чтобы представлять реальную опасность, другие наказаны и ослаблены, а третьи повержены или скоро будут уничтожены. Самое время пополнить гардероб, добавив к испачканным грязью и кровью доспехам воина ослепительно белые одежды миротворца и гуманиста. Чтобы ни одного пятнышка не было видно.
А что конь? Он ведь в этом смысле тоже весь белый, и еще не валялся. Лошадь можно оставить. Какой великий без коня на пьедестале?
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.