Фото: www.straipsniai.lt
Литва бросила вызов «Газпрому», построив в Клайпеде терминал по хранению сжиженного природного газа (СПГ). Газовому монополисту больше не удастся диктовать цены, уверены литовские политики.
СПГ-терминал как способ обретения энергетической независимости
Официальное открытие терминала назначено на 3-е декабря. В конце октября первые лица государства с помпой встречали в Клайпедском порту судно-газохранилище под символическим названием «Independence» («Независимость»).
«Мы стали энергетически безопасным государством, - сказала президент Литвы Даля Грибаускайте.- Клайпедский терминал сжиженного природного газа будет играть особую роль - он станет гарантией энергетической безопасности всего региона. В случае необходимости он сможет покрыть до 90 процентов потребности Балтийских стран в газе».
Однако радость по поводу освобождения от российских ресурсов может оказаться преждевременной. Стоит понимать, что СПГ-терминал – всего лишь комплекс сооружений, позволяющий принимать и хранить сжиженный природный газ, а затем по мере необходимости преобразовывать его в газообразное состояние и подавать в магистральные сети.
Откуда дровишки?
Главная проблема в том, что газ нужно откуда-то получать. Первый договор по поставке газа в Литву был подписан с Норвегией: с 2015 года «Statoil» будет отправлять в Литву 540 млн кубометров сжиженного природного газа ежегодно. Договор заключен на 5 лет.
Литовские СМИ пишут о том, что в декабре начнутся поставки газа из Катара на танкерах. Называется цифра в 4 млрд кубометров, т.е. не только будут полностью обеспечены внутренние потребности страны, но и появится возможность продавать газ – например, в Латвию и Эстонию.
В качестве импортера газа называется даже США, хотя понятно, что заокеанский газ будет слишком дорог.
Что даст Литве СПГ-терминал, или немного бухгалтерии
Проектная мощность Клайпедского СПГ-терминала составляет 4 млрд кубометров газа в год. Потребность Литвы в газе составляет около 3-х млрд кубометров (в 2013 году Литва получила из России около 2,7 млрд куб. м газа).
Таким образом, технически терминал дает возможность отказаться от российского газа. Более того, излишки Литва сможет продавать, составив, таким образом, конкуренцию «Газпрому».
Однако, если своих литовских потребителей можно заставить покупать газ по установленной государством цене (государство владеет 72,32 % акций оператора терминала «Klaipėdos nafta»), то зарубежные потребители, на которых собирается зарабатывать Литва, газ из Клайпедского терминала согласятся покупать только, если это им будет выгодно.
Найти поставщика энергоресурсов по цене меньшей, чем предлагает Россия – задача трудновыполнимая. В первую очередь потому, что российский газ идет по трубе, а все другие варианты в настоящее время предполагают дорогую транспортировку морем.
Стоимость норвежского и катарского газа – коммерческая тайна. Тем не менее, известно, что цена норвежского газа – сезонная и определяется газовым индексом Великобритании. По данным экспертов, зимой цена газа «Statoil» доходит до 500 долларов. Катарский газ намного дороже российского - примерно 700 долларов за 1000 куб. м.
Газ из США, доставляемый морскими танкерами, также не станет дешевле российского, полученного по газопроводу – если только Америка из политических соображений не снизит его цену. Хотя маловероятно, что американские власти решатся так использовать деньги налогоплательщиков из-за маленькой Литвы.
«Газпром» продает Литве газ дороже, чем Латвии и Эстонии: в прошлом году Литва платила 483 доллара за кубометр российского газа, но уже в этом году одна из литовских компаний, обеспечивающая 40 процентов литовского рынка, получила скидку и платит 370 долларов.
Что потеряет «Газпром» при отказе Литвы от поставок российского газа?
В 2015 г. истекает долгосрочный договор Литвы с «Газпромом». Будут ли литовцы продлевать контракты с «Газпромом», пока неясно.
Вряд ли Литва сможет отказаться от российского газа - но борьбу за смягчение договорных уловий, безусловно, продолжит. И терминал становится весомым аргументом в торге за снижение цены на газ.
В 2013 году «Газпром» поставил в Европу 161,5 млрд куб. м газа, литовская доля в этом количестве – капля в море. Поэтому даже если Литва полностью сумеет заменить Россию другими поставшиками, «Газпром» не обеднеет.
Намного более существенной является политическая составляющая: Клайпедский терминал лишает «Газпром» монополии на балтийском рынке.
Цена независимости от российского газа и кто ее заплатит
Рассчитывать, что газ для литовских потребителей подешевеет, похоже, не приходится. Более 130 млн. евро стоило строительство терминала, за аренду судна-газохранилища в течение 10 лет нужно выплатить Норвегии 429 млн. евро, да и цена на СПГ не будет низкой.
«Нужно было сказать людям: мы строим терминал не потому, что цена снизится, а потому, что у нас будет альтернатива, надежность поставки», − сказал заместитель генерального директора Конфедерации промышленников Литвы Видмантас Янкаускас.
Чтобы возместить расходы, правительство Литвы законодательно обязало производителей энергии покупать не менее 25 процентов от общего объема закупок газа в Клайпедском терминале – независимо от цены. Соответственно, в конечном итоге заплатит рядовой потребитель.
Но для политиков это мелочи. Главное – освободиться от зависимости от России. «В регионе Балтийского моря такой терминал есть только у Швеции. Он означает для нас безопасность, альтернативные поставки газа, мы раскалываем и уничтожаем энергетическую изоляцию, зависимость от "Газпрома"», – заявила президент Литвы Даля Грибаускайте.
Определенные экономические выгоды строительство СПГ-терминала Литве дает: появился доступ к альтернативным поставщикам газа и даже возможность самим торговать газом. Но, в первую очередь, это политический проект.
Г-жа президент надеется, что «более никто не сможет диктовать нам цены на газ или покупать нашу политическую волю». Так ли это?
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.