В Верховной Раде почтили память сотрудничавшего с нацистами командира УПА Романа Шухевича. Данный жест способен осложнить отношения Украины отнюдь не только с Россией, но и с дружественной Польшей. На Львовщине уже дало о себе знать польское подполье. Дело может закончиться для Украины плачевно.
Сегодня отношения между Украиной и Польшей на первый взгляд могут показаться просто прекрасными. Поляки принадлежат к числу тех, кто полностью поддерживает киевскую власть, её желание вступить в ЕС и НАТО. Польское правительство готово выделить 100 млн евро на спасение украинской экономики. Польские военные готовы обучать украинских коллег на своей территории, и направлять инструкторов на Украину.
Дело дошло даже до того, что премьер-министр Польши Эва Копач запретила своим подчинённым критиковать Украину… На первый взгляд, может показаться, что речь идёт о запредельном уровне дружеских и союзнических отношений. Но на деле всё гораздо сложнее. В Польше то и дело раздаются голоса, критикующие украинскую политику, и вспоминающие непростую историю взаимоотношений польского государства и украинских националистов.
А поводы даёт сама Украина. Так, на днях в город Броды Львовской области не пропустили польскую делегацию, пожелавшую почтить память примерно тысячи поляков, убитых 28 февраля 1944 года в деревне Гута-Пеняцка бойцами украинской дивизии СС «Галичина». Приезду поляков воспротивились националисты, коих в Львовской области – огромное количество. У них на сей счёт имеется своё, отличное от польского, мнение.
Но как выясняется, на Львовщине имеется своё польское подполье. Тогда как иначе объяснить появление в областном центре надписей о принадлежности города Польше и призывов на стенах убивать украинских националистов. А в той самой деревне Гута-Пеняцка Бродовского района неизвестные уничтожили памятный знак «украинцам, замученным польскими шовинистами в 1943-1944 гг.», установленный ранее активистами ультранационалистической партии «Свобода».
Дальше – больше. 5 марта Верховная Рада почтила память командира Украинской повстанческой армии (УПА) Романа Шухевича. Одного из лидеров украинских националистов устранили в ходе спецоперации Министерства госбезопасности СССР 65 лет назад. Когда-то его называли преступником, но на сегодняшней Украине он в чести. К тому же в зале в этот момент находился сын покойного, бывший советский диссидент, а ныне депутат от Радикальной партии Юрий-Богдан Шухевич.
Спорность этого жеста сомнений не вызывает. До того, как Шухевич возглавил УПА, В его биографии была весьма нелицеприятная страница. Он очень тесно сотрудничал с нацистской Германией (с которой воевала и Польша, а не только СССР). Шухевич отвечал за политико-идеологическую работу в батальоне абвера «Нахтигаль» («Соловей»). В числе прочего, «соловушки» прославились зверствами в Белоруссии, где они занимались подавлением партизанского движения. А также массовым убийством польских евреев.
Но счёты к нему имеются не только у России как правопреемницы Советского Союза, не только у противников национализма внутри Украины, но и в Польше. Достаточно сказать, что свою деятельность на рубеже 1920-1930-х гг. начинал как борец с польской властью, участник нескольких громких терактов и нападений. Украинские националисты (в том числе Шухевич и Степан Бандера) иначе как террористами в современной Польше не именуются.
Особенно часто Шухевичу припоминают события 1943-1944 гг., известные как «Волынская резня». В тот момент бойцы УПА, которой он командовал, занимались массовым истреблением польского населения Западной Волыни и Галиции. В Польше порой говорят о 100 тысячах погибших, но чаще всё-таки звучит цифра в 55-60 тысяч. Несчастных жертв украинские националисты сжигали заживо в домах и костёлах, сажали на кол, распиливали пополам. С лица земли исчезли сотни польских сёл. В ответ польские партизаны тоже не щадили украинцев, но силы были неравные.
Трудно себе представить, чтобы подобное в Польше забыли. Ещё два года назад в стране с размахом прошли траурные мероприятия, приуроченные к 70-й годовщине резни на Волыни. Тогда Сейм принял специальное постановление, и первому президенту Украины Леониду Кравчуку стоило больших трудов убедить большинство польских депутатов не включать в документ слово «геноцид». А между тем та же Копач, бывшая тогда председателем парламента, употребила именно это слово.
Но даже если оставить в стороне наиболее трагические страницы – в Польше прекрасно помнят, кому раньше принадлежала Галиция и, в частности, Львов. Вплоть до начала Второй мировой войны там располагался один из ведущих университетов Польши. В Львове родились многие деятели польской культуры – например, писатель Станислав Лем. Больше половины населения города до войны составляли поляки. Это сегодня их там менее одного процента (по официальным украинским данным).
Официально Польша не выдвигала и не выдвигает притязаний на Львов. Однако не всё так просто. В западных районах Украины идёт активная раздача «карты поляка», которой, по некоторым данным, уже обзавелись до 50 тысяч украинских граждан. Она даёт возможность работать и учиться в Польше, получать там медицинскую и ряд других видов помощи. Ежегодно польские власти платят стипендии тысячам украинских студентов. Какой истории их учат, что рассказывают про Шухевича – догадаться нетрудно.
За последний год, когда на Украине началась война, количество желающих переехать в Польшу резко возросло. Статус беженца поляки не дали никому, но вот на работу и на учёбу приняли многих. Не желающие отправляться в Донбасс жители Львовщины ищут у себя польские корни, и некоторые их находят. Кадры штурма польских пунктов пропуска украинскими гражданами то и дело облетают интернет и телеэкраны.
Снискавший себе скандальную славу глава МИД Польши Гжегош Схетына в прошлом году весьма своеобразно объяснил необходимость участия своей страны в украинских делах. Мол, это то же самое, что участие Франции в делах государств Северной Африки. То есть, бывших колоний… Получается, что как минимум часть польской политической элиты относятся к Украине как к бывшей колонии. Или же как к месту, где жили предки, и которое просто обязано иметь связь с Польшей.
Безусловно, Польша поддерживает нынешние украинские власти, следуя традиционной для себя антироссийской линии. Но такая поддержка отнюдь не означает, что поляки готовы принять все «националистические перегибы». Если Украина слишком увлечётся героизацией Шухевича, могут последовать иски о возмещении ущерба от родственников жертв. А заодно бывшие львовские поляки вспомнят об утраченной некогда собственности. Заплатить по этим счетам у Украины средств не хватит.
А если нет денег – платите территорией… Вопрос при определённом стечении обстоятельств может встать ребром. Бескорыстная помощь в политике встречается крайне редко, и Польша не выглядит в данном случае «матерью Терезой». Вылазки польского подполья на Львовщине – только первый сигнал.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.