globallook
В конце лета 2015 года Европу поразил самый настоящий кризис - кризис мигрантов. Вызов, который мигранты бросили Старому свету, явил собой совершенно новое явление: к европейцам прибыли настоящие «чужие» с просьбой о помощи.
В Европу мигранты прибывают далеко не в первый раз – и до этого во Францию, к примеру, бежали в 60-х годах вьетнамцы от вьетконговцев, алжирские французы и дети из смешанных семей во времена заката колониализма, в Британию переезжали индусы, в ФРГ спасались восточные немцы, в Венгрии и Австрии - хорваты во время Балканского кризиса – но все эти беженцы были как бы «своими», жертвами «своих войн» и «своих угнетателей», которых надо было принимать и перед которыми европейцы испытывали чувство долга. На этот раз волна, столкнувшая цивилизации, принесла очень много чужих – во-первых, мусульман, во-вторых – жертв совершенно чужой войны иных культур. И толерантная Европа встала перед вопросом – что делать со всей массой плачущих, нищих, сломленных людей, вдобавок обремененных большим количеством детей?
По данным Международной организации по миграции и беженцам, война в Сирии стала самым масштабным источником беженцев за всю историю человечества после Второй мировой войны – историки проанализировали массовые перемещения народов со времен борьбы с гугенотами во Франции. Только войны Оттоманской империи в 18-19-ом веках спровоцировали большее перемещение народов, но оно продлилось целых 150 лет, а из Сирии 2 миллиона человек уехали всего за четыре года, и это только зарегистрированные официально граждане. Кризис в Сирии сравним с геноцидом армян и еврейскими погромами в начале 20-ого века, считает историк Мона Чалаби.
«Мы спим на улице уже десятый день», «у меня больше нет дома, его разбомбили», «ну где-нибудь же нам поверят», «я хочу домой – но не сейчас», «я сидел с палкой в руке под желтым дождем несколько дней», «бросьте меня, но заберите мою малышку в безопасное место» - эти слова сказали сирийцы британскому журналисту Sky News возле туннеля под Па-де Кале.
На улице в Афинах
Те, кому удалось приплыть Фото MSF
Утонули 248 человек
Причиной кризиса аналитики полагают сочетание сразу нескольких факторов – диктатура, война, религиозный экстремизм. Мигранты состоят из трех разных по составу потоков – сирийцы, афганцы и косовары, и только косоваров гонит в Европу нищета. Поэтому заявления некоторых европейских политиков, в частности британского консерватора Терезы Мэй и министра иностранных дел Филиппа Хаммонда, о том, что эта волна беженцев имеет под собой экономические причины, были признаны комиссариатом ООН по беженцам и европейской общественностью несостоятельными. На 62% волна состоит из сирийцев, многие из которых происходят из образованного среднего класса – они бегут от власти, от призыва в армию Асада, поскольку не хотят воевать за чуждый режим и опасаются репрессий и смертной казни. Внезапный рост количества беженцев, по мнению экспертов, связан с переполнением лагерей беженцев в более близких сирийцам и по духу, и дистанционно странах – Турции, Ливане, и потерями Асада на фронте, вызвавшими новую волну призыва, ростом экстремизма всех мастей в раздираемой гражданской войной стране.
Основные пути и направления движения беженцев
Состав беженцев в Европе в 2015 году
Начать серьезно обсуждать и решать вопрос с беженцами Европу побудили нескольких трагических событий – гибель 71 беженца, задохнувшихся в машине в Австрии, фото утонувшего трехлетнего мальчика и перекрытие железной дороги в Венгрии. В сентябре европейские лидеры срочно собрались на саммит, на котором были утверждены квоты по мигрантам – самые большие количества взяли на себя Германия и Франция, Великобритания и Ирландия от квот отказались, но пообещали забрать к себе часть беженцев из лагерей в Турции. Страны восточной Европы нашли оригинальный способ увильнуть от мигрантов, заявив, что они к ним вряд ли поедут из-за бедности, а Венгрия и Словакия высказали опасения «размыва традиционного христианства», сообщила ВВС.
Фото полицейского с утонувшим ребенком. Фото Reuters
Меню обеда на саммите по мигрантам в Чехии - белые грибы, грем сюпрем, шоколадное пирожное...
Венгерские заключенные, направленные на строительство забора от беженцев
Появились у кризиса и антигерои, вызвавшие, надо отметить, сильное возмущение в европейских СМИ – венгерская журналистка, подставившая ножку пожилому беженцу с малышом, британские политики, утверждавшие, что надо закрыть «окно от ветра нищеты», и французские правые, в том числе некоторые соратники Николя Саркози и сам экс-президент, выступающие против приема мигрантов. Нельзя сказать, что прием беженцев проходит гладко – яростные митинги организуют и сторонники, и противники приема страдальцев.
Митинг против мигрантов во Франции. Фото Le Monde
Видео венгерской журналистки:
Тем не менее, движение в сторону приема бегущих от войны и нищеты, взаимопомощи в масштабе всего мира внушает надежду: ирландские семьи провели флешмоб против своего правительства, предложив поселить сирийцев у себя дома, траурные акции по погибшим прошли по всей Европе, фото утонувшего малыша стало интернет-мемом, британские компьютерщики разработали бесплатно специальную программу для удобного и быстрого учета беженцев, футболист Роналдо помог пострадавшему в Венгрии беженцу с работой и пригласил его сына на свой матч, а некоммерческие организации развернули мощную компанию по устройству убежищ.
Канцлер Германии Ангела Меркель потеряла политическую популярность, но ее выдвигают на Нобелевскую премию мира за помощь беженцам, опросы хорватов показали, что они одобрили премьер-министра Зорана Милановича, который сказал, что «мы должны принять этих людей, кто бы они не были по вере и убеждениям, и помочь им найти дорогу в убежище от войны».
Частные пожертвования на беженцев
Государственные взносы
Конечно, европейцы понимают, что все не так просто – волнения в Венгрии, захват туннеля под Ла Маншем показали, что среди беженцев могут оказаться самые разные люди, в том числе экстремисты – но это не повод ничего не делать. Для этого во всех приграничных странах, в частности в Греции, уже организованы первичные пункты фильтрации, в которых всех прибывших проверяют на знание языка, расспрашивают, откуда и зачем прибыл, и стараются отслеживать его путь до места назначения. Наблюдение ведется и в лагерях – кризис побудил парламенты ряда стран и Евросоюза срочно принять целый ряд регулирующих законов. Профессионализм – один из лозунгов крупных некоммерческих организаций типа «Врачей без границ», специалистов по беженцам ООН и Евросоюза.
Стычка на вокзале в Венгрии. Фото The Atlantic
Огромную работу, с которой не может справиться только государство, подхватили Некоммерческие организации - в частности, Международная ассоциация "Врачи без границ". Она строит убежища для мигрнатов по всей Европе, проводит мощные пропагандистские и просевтительские кампании по просвещению простых европейцев и воспитанию толерантности, кормит и лечит десятки тысяч человек. И таких организаций не одна, и не десять, а сотни.
Митинг в пользу беженцев. Фото Jean Pletinckx
Один из рликов, снятый в Бельгии в рамках кино-флешмоба "Беженцы, добро пожаловать!"
Ведь если принимает стардальцев кто-то, посторонний, и навязывает тебе эту помощь - инстинктивно сопротивляешься, а если принять тех, кому плохо, всем миром - у тебя, у меня, у соседа, на соседней улице - то это гораздо легче, и даже весело!
Команда "Врачи без границ" Бельгия. Фото из Facebook MSF
Открытие нового убежища в Брюсселе. Фото Jean Pletinckx
Подготовка перевалочного лагеря в Греции. Фото Apostolos Veizis, MSF
Французская газета le Monde организовала дискуссию между двумя выдающимися мыслителями: писателем, философом Паскалем Брюкнером и одним из основателей «Врачей без границ» Рони Броманом. Гости рассуждали о современных цивилизационных вызовах, о том, как изменился мир – а мы и не заметили. «Мы не принимаем радикальный ислам, но ничего не можем с этим сделать Мы не можем повлиять на ситуацию в Сирии и Ираке, никакие бомбардировки не действенны. Мы чувствуем себя бессильными разрешить эти конфликты. История преподносит нам испытание, которое пока сильнее нас. Мы полагали, что религия осталась позади, но оказалось, что они, видимо, должны пережить то же, что католики переживали двести лет назад», - полагает Брюкнер. «Мы думали, что с падением эпохи коммунизма все закончилось… А оказалось, что революционером и борцом за светлое будущее стал капитализм. Это не ислам радикализируется, это радикализм исламизируется», - считает Броман. «Политики должны сказать правду европейцам и мигрантам – процесс будет трудным и для одних, и для других, и прежде всего надо сохранять добрую волю. И осторожнее с восторгами и внезапной дружбой – слишком быстрое сближение может дать обратный эффект, - подвел итог Брюкман, - нужно стараться перевести войну орудий в войну идей, стараться показать мусульманам, на опыте наших собственных религиозных войн, что толерантность, способность задуматься, свобода выражения гораздо лучше, чем навязывание веры с помощью насилия и убийства. Убеждение полезнее силы».
Все будет хорошо: надпись в кафе на трех языках "Мы не закрываемся, мы просто перезжаем" продублирована и на арабском...
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.