Фото: И.Шигабеев
Чудовищные теракты в Париже, в ходе которых погибло около 140 мирных граждан, заставляют искать более эффективные пути к победе над терроризмом, чем применявшиеся до сих пор. Совершенно очевидно, что политические руководители Франции явно недооценили противостоящего им врага – международный терроризм.
Французские спецслужбы также заслуживают упрека. Франция до сих пор не имеет, например, своего аналога американской системы «Палантир», позволяющей США заблаговременно раскрывать и предотвращать большинство планируемых экстремистами всех мастей терактов.
«Палантир» - это высокоинтеллектуальная система анализа громадных баз данных (датамайнинга), позволяющая в кратчайший срок сравнить различные, на первый взгляд не связанные между собой, события и вычислить потенциальных террористов. В магическом мире Средиземья, рожденном фантазией автора «Властелина колец», палантирами назывались волшебные «видящие камни». С помощью такого камня можно было посмотреть, что в данный момент происходит в любом месте, и пообщаться с другим хозяином такого же палантира, где бы тот ни находился. Как пишет аналитик Берд Киви, «несколько упрощая суть подхода, можно сказать, что в основу платформы Palantir заложена идея не чистой автоматизации проходки данных, а умного синтеза, где объединены методы анализа, опирающиеся на аппроксимированную модель мышления человека, и мощный алгоритмический движок, способный сканировать одновременно несколько баз данных на очень тонком уровне гранулирования. Движок способен брать информацию из гигантских баз данных и позволяет пользователям «нарезать слои» и просматривать результаты просеивания практически бесконечным числом способов».
Используя возможности программного обеспечения Palantir, американские спецслужбы могут практически мгновенно «компилировать подробнейшие досье на граждан, увязывая вместе материалы видеонаблюдения за посетителями аптек с финансовыми транзакциями через кредитные карты, со звонками по сотовому телефону, записями об адресатах и темах писем электронной почты, покупке и использовании авиабилетов, логах тем разыскиваемой человеком информации в Интернете и так далее, и тому подобное».
В послевоенные годы прошлого века, когда внешнюю разведку Франции возглавлял граф Александр де Маранш, создавший в рамках антикоммунистического разведывательного клуба «Сафари» глобальную агентурную сеть, французы заблаговременно получили опережающую информацию о начале войны Судного дня и о советском вторжении в Афганистан. Наибольшей эффективности французская разведка достигла в Африке и на Ближнем Востоке.
Деградация французской разведки и контрразведки очевидна. Мне кажется, что это связано с потерей Франции де-факто политической самостоятельности и пассивным следованием в русле глобальных стратагем США.
Все же французы практически сразу после серии террористических атак в Париже, получили разведывательную информацию от Израиля об их предполагаемых исполнителях. «Отмечается, что в Израиле видят прямую связь между нападениями во Франции и катастрофой российского авиалайнера А321 на Синайском полуострове две недели назад. При этом, по данным израильских спецслужб, террористы готовят новые атаки в Европе».
Некоторые особенности этой масштабной террористической акции говорят о том, что или она готовилась в условиях дефицита времени, или ее организаторы не слишком профессиональны. Террористы-смертники не сумели прорваться на стадион, где находился президент Франции и вынуждены были взорвать себя за его пределами, где жертвы были минимальны – три-четыре человека.
Это значит, что на стадионе была организована проверка на наличие взрывчатых веществ и оружия, а организаторы теракта этого не ожидали или не располагали взрывчаткой и стрелковым оружием, которые не «засвечиваются» при проверке.
Театр захватывался также с целью максимизиции числа жертв, но боевики смогли расстрелять явное меньшинство зрителей.
Однако, очевидно, что по сравнению с атакой на редакцию «Шарли-Эбдо» террористы действовали более продвинуто. Так, передвижение по городу на мотороллерах явно поставило полицию и спецслужбы в тупик, так как боевиков оказалось невозможно блокировать.
Не исключено, что теракт был ответом на бомбардировку французской авиацией нефтепромыслов ИГИЛ на территории Ирака. В таком случае спешка организаторов теракта понятна – нефтеторговля является основой бюджета террористического государства.
Большинство участвовавших в теракте боевиков были молодые люди до 25 лет, явно под воздействием наркотиков.
В этой связи нелишне вспомнить, что в конце октября в Ливанском аэропорту был задержан саудовский принц с двумя тоннами каптагона – сильнодействущего наркотика. Основные потребители каптагона - члены экстремистских группировок "Исламское государство" и "Джебхат ан-нусра".
Я уже писал о том, что транзит наркотиков в Европу в основном идет через территорию Турции под контролем албанской мафии. Вся эта информация находится в открытом доступе, и соединив логические цепочки, даже не самые опытные эксперты смогут вычислить, а затем и найти планировщиков терактов во Франции. Промедление чревато тяжелыми последствиями, Хочется верить, что политические руководители европейских стран это понимают.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.