globallookpress.com
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что сирийский террорист-смертник мог совершить взрыв в историческом центре Стамбула, в результате которого погибли десять человек, сообщило агентство Reuters.
«Я осуждаю террористическую атаку в Стамбуле, которая, по предварительным данным, была совершена террористом-смертником сирийского происхождения», — сказал Эрдоган.
12 января произошел взрыв в самом центре Стамбула, на площади между собором святой Софии и Голубой мечетью. Погибли 10 человек, еще 15 ранены. Среди пострадавших - граждане Германии и Норвегии.
Слишком поспешное заявление турецкого президента вряд ли стоит сходу принимать на веру. В Турции существует по меньшей мере десяток подпольных террористических группировок, каждая из которых могла бы совершить подобное преступление. Но поскольку смертник, устроивший взрыв, погиб, о конкретных организаторах можно лишь предполагать. Впрочем, следственные эксперты могут прояснить этот вопрос. Достаточно вспомнить, что после резонансного тройного теракта в Москве в 1977 году удалось идентифицировать преступников (армянских националистов Затикяна, Степаняна и Багдасаряна) по вещам, найденным на местах взрывов, - сумке и шапке. Помог выйти на их след и анализ осколков бомб.
Понятно, что тщательное расследование длилось не один день, и в этом плане быстрая реакция Эрдогана ставит под сомнение его искренность. Турецкому лидеру удобно свалить вину на сирийцев, хотя нельзя исключить возможность их причастности к этому теракту.
Теракты в Турции давно вошли в трагическую традицию. Многие годы здесь «лидировала» левоэкстремистская группировка DHKP-C (Революционная партия — фронт национального освобождения), которая совершила множество терактов и стала настоящим жупелом для турецких контрразведчиков и полицейских, ведущих за ней многолетнюю, но не слишком успешную охоту.
Справка:
DHKP/C (Революционная народно-освободительная партия/фронт) является террористической организацией, основанной на марксистско-ленинской идеологии. Конечная цель DHKP/C – свержение существующего режима в Турции путем насильственной революции и установление системы, основанной на марксистско-ленинских принципах.
DHKP/C активна, как в Турции, так и за рубежом. Как следствие успешных операций против террористической организации по всей стране DHKP/C решила переместить свой центр в европейские страны, где плотно проживает турецкое население. Эта террористическая организация продолжает свою деятельность через несколько ассоциаций в этих странах.
DHKP/C теоретически принимает PASS (Политическая военная стратегия войны) для достижения своей цели смены режима, и поэтому верит, что общественные беспорядки, вызванные вооруженной борьбой в городских и сельских районах, перерастут в революцию. Американские, европейские и израильские компании и предприятия также являются целями DHKP/C, так как террористическая организация считает их базой глобального империализма.
DHKP/C использовала несколько тактических приемов: вооруженные нападения, убийства, теракты смертников и бомбы-ловушки. Эти приемы все еще применяются этой террористической организаций. DHKP/C также организует массовые демонстрации, принимающие насильственную форму, особенно, в определенные даты с политическим и идеологическим смыслом.
Основные теракты
• 29 сентября 1994, убийство бывшего министра: Бывший министр юстиции был убит боевиками DHKP/C в своей адвокатской конторе в самом центре Анкары 29 сентября 1994 года. Террористическая организация в целях саморекламы взяла на себя ответственность.
• 9 января 1996 года, убийство в Сабанджы Холдинге: Член Правления Сабанджы Холдинга, одной из ведущих холдинговых компаний в Турции, генеральный директор TOYOTA-SA и секретарь были убиты (3) членами DHKP/C в Бизнес-центре САБАНДЖЫ в Стамбуле 9 января 1996 года.
• 2009 год, нападение террориста-смертника: Теракт, направленный на другого бывшего министра юстиции, был совершен в Университете Билкент в Анкаре 29 апреля 2009 года. Террорист-смертник попытался активировать бомбу, взрыватель взорвался, а основное взрывчатое вещество нет, и атака не удалась. На теле атакующего было 8 кг взрывчатых веществ и обрез калибра 7,65 мм.
• В 2010 году, (2) члена DHKP-C, планировавшие совершить сенсационный теракт от имени этой террористической организации, были арестованы с 3 единицами оружия, одним глушителем и патронами.
Финансируют свою деятельность террористы DHKP-C через несколько образованных ею ассоциаций, «культурных центров» и издательств за счет рэкета турецких эмигрантов в Европе, взносов от сочувствующих, устройства концертов и пикников, от издательской деятельности и наркобизнеса.
То есть это типичная многоуровневая иерархическая сетевая структура. Системный признак таких социальных артефактов состоит в том, что при наличии пассионарных вождей и отвечающих запросам времени социальных задач, они выходя из под контроля сторонних кураторов, которыми могут быть зарубежные или собственные спецслужбы (как в случае с боевой организацией партии социалистов- революционеров в России 19-го века), выходят на самофинансирование и становятся самостоятельными. Принимая, впрочем «спонсорские» целевые взносы из любых источников.
В любом случае рядовые исполнители, в частности смертники, используются втемную, то есть ничего не знают о внешних контактах своих вождей.
Создателем DHKP-C был легендарный Дурсун Караташ, выходец из небогатой курдской семьи, инженер, вставший после военного переворота в 1960-м году на путь борьбы против фашистских тенденций турецких властей.
Наряду с Караташем свои подпольные левые организации создали не менее легендарные леваки Махар Чайян и Дениз Гезмиш. В ответ на активизацию левых фронтов произошел новый военный переворот в 1971 году, который положил начало явно авторитарному режиму военных. Чайан погиб в схватке с полицией, Гезмиш был захвачен и казнен. Погиб и легендарный маоист Ибрагим Кайпаккая. Первое поколение турецкой городской герильи было обезглавлено.
Но уцелевший Караташ продолжил подпольную вербовочную работу среди студентов, создавая легальные организации.
Обстановка в Турции накалялась, страна была на грани гражданской войны.
В 1980 году произошел очередной военный переворот и начались жесточайшие массовые репрессии. Караташа бросилои в тюрьму и приговорили к смертной казни, в последний момент заменив ее пожизненным заключением. Политические процессы со смертными приговорами, загадочные самоубийства, исчезновение неугодных лиц и ликвидация заключенных «при попытке к бегству» стали визитной карточкой Турции концы прошлого века. Не избежали репрессии исламисты и «Серые волки».
В 1989 году Караташ при содействии жандармских генералов- тайных кемалистов сбежал из тюрьмы. Он довел ожесточение борьбы с турецкими властями до крайней степени, устраивал теракты в Европе в знак протеста против второй войны в Персидском заливе. Умер Караташ в 2008 году, а его организация превратилась в откровенно террористическую группировку.
Столь же долгая традиция подпольной борьбы имеется и у турецких «серых волков»
Справка:
Серые волки (тур. Bozkurtlar или тур. Bozkurtçular, официальное самоназвание тур. Ülkücülük — Идеалисты) —турецкая молодёжная организация ультраправых националистов. Создана в конце 1960-х годов по инициативе полковника Алпарслана Тюркеша под патронажем Партии националистического движения (MHP), с которой иногда отождествляется. По другим версиям, существовала с 1948 года. Является наиболее радикальным крылом MHP, придерживается идеологии пантюркизма и неофашизма. Активно участвовала в политическом насилии 1970-х годов, действовала в рамках международной антикоммунистической системы «Гладио». Боевики организации обвинялись в ряде убийств и террористических актов, в том числе в покушении на Папу Римского Иоанна Павла II. С 1990-х годов переключилась на борьбу с курдским сепаратистским движением и этноконфессиональными меньшинствами. С начала 2000-х находится в оппозиции исламистской партии Эрдогана. После кончины Тюркеша возглавляется его преемником Девлетом Бахчели.
Сетевые структуры проекта «Гладио» созданы при общем кураторстве ЦРУ в системе поздразделений НАТО. Украинские националисты из «Правого сектора» также, как и «Серые волки», являются частью проекта «Гладио».
Позиции исламистов в Турции сейчас сильны как никогда. Президент Эрдоган активно поддерживает такую экстремистскую организацию как «Братья-мусульмане», и если военных он регулярно подвергает репрессиям, отправляя в тюрьмы порой сразу несколько сот высокопоставленных офицеров, то с религиозными фанатиками он предпочитает иметь дружеские и даже братские отношения. Но непосредственно к власти он их не допускает, что создает определенное напряжение и недовольство.
После смерти Кемаля Ататюрка вся история турецкой государственности насыщена непрерывными терактами самых различных группировок. Президент Эрдоган рассчитывал добиться определенной консолидации общества, заключив стратегический, как ему казалось, союз с военными и исламистами на базе общего стремления восстановить былое величие Османской империи, включая и территориальную экспансию.
Но первые же попытки реализовать этот амбициозный проект натолкнулись на конфликт не только с Россией, но и с Ираном, и даже США. Геополитические устремления турецкого лидера натолкнулись на противодействие части курдской диаспоры региона.
Таким образом Эрдоган оказался в ситуации всеобщего недовольства. Левые продолжают свою борьбу против реальной фашизации политического режима. Военные требуют более решительных действий в Ираке и Сирии. Исламисты просто рвутся к власти. Курды, которых сейчас активно поддерживают США, видят в Эрдогане могильщика своей независимости.
Поэтому поспешное заявление турецкого президента о причастности сирийцев к теракту в Стамбуле - это попытка перевести стрелки с внутренней оппозиции на внешних врагов. Но социальный пар настолько перегрет, а турецкие авантюры во внешней политике настолько раздражают глобальных акторов, что уже сейчас можно прогнозировать неминуемый провал турецкой геополитической и социальной стратегии. Непрекращающиеся теракты лишь локальное проявление концептуальной несостоятельности турецких стратегов. В среднесрочной перспективе Турцию могут ожидать не только социальные потрясения, но и фактический распад. История учит, что попытки силовым путем вернуть утраченное имперское величие, как правило, оборачиваются еще большим упадком и деградацией.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.