Французский информационный ресурс «http://telquel.ma» сообщил, что в ряде крупных городов Марокко прошли мощные акции протеста в связи с трагической гибелью 31-летнего торговца рыбой Мухсина Фикри в городе Эль-Хосейма.
Вечером 28 октября Фикри попал в автоматический ковш мусоровоза, после того, как бросился спасать конфискованную городскими властями свою собственность — полтонны мяса меч-рыбы — выброшенную работниками городских служб. Получив тяжелые травмы, он скончался на месте.
Фотографии, где мёртвый Фикри лежит в ковше мусоровоза, вызвали бурю негодования не только его соплеменников, принадлежащих к племени берберов, но и во всем марокканском секторе интернета.
30 октября после похорон Фикри в Касабланке, Танжере, Мекнесе, Рабате, Марракеше, Тетуане и Эль-Хосейме прошли многотысячные акции протеста, участники которых обвиняют в гибели Фикри местные власти и требуют проведения немедленного расследования.
Марокко (Эль-Мáгриб — «запад», также Эль-Магриб-эль-Акса — «дальний запад»), полное официальное название — Короле́вство Маро́кко — государство в Северной Африке.
Марокко — единственная африканская страна, которая на данный момент не является членом Африканского союза. Тем не менее, это государство входит в Лигу Арабских государств, Арабский магрибский союз, Франкофонию, Организацию Исламская конференция, группу Средиземноморского диалога, группу 77.
Население Марокко — марокканцы численностью 34,9 млн человек (оценка на июль 2009). Это третья в мире по численности населения арабоязычная страна после Египта и Судана. Около 60% населения — арабы, около 40% — берберы. Европейцы составляют 60 тыс. человек (в основном французы, испанцы и португальцы), евреи около 3 тыс. Процесс слияния различных племён и народов в единую марокканскую нацию до конца не завершён.
Экономика Марокко характеризуется внешней направленностью.
Основные товары экспорта — фосфаты и удобрения, продукты и напитки, минералы; импорта — полуфабрикаты, промышленные товары и оборудование, продукты и напитки, потребительские товары, горючее.
Выращивание конопли (в основном для европейского рынка) усложняет отношения с ЕС.
На территории Марокко находятся месторождения нефти, газа, золота, серебра, меди, железа и марганца, фосфора, свинца и урана. Через эту страну проходят пути наркотранзита в Европу. Богатая природными ресурсами страна с неразвитой экономикой и высокой безработицей уже давно находится под прицелом исламистов. В феврале этого года марокканская разведка предотвратила теракты с применением химического оружия. Глава марокканского Центрального бюро уголовных расследований Абдельхак Хиям заявил, что разведка Марокко в феврале сорвала «заговор террористической группировки ИГИЛ (запрещена в РФ) по использованию химического и биологического оружия для атак в стране».
Террористы планировали «химические и биологические атаки на четыре марокканских города и теракт с участием 16-летнего террориста-смертника, направленный на правительственное здание или туристический район». Террористы были схвачены всего лишь за сутки до начала запланированных нападений. Боевики завезли в Марокко из Ливии целый оружейный арсенал, который был конфискован марокканскими правоохранителями.
В настоящее время руководство ИГИЛ планирует открыть своего рода «второй фронт» усилив свою экспансию на севере Африки.
Несколько дней назад было опубликовано аудиообращение халифа ИГ Аль-Багдади. Самым главным в его выступлении был призыв к джихадистам, которые не могут попасть на территорию, контролируемую ИГ, выдвигаться в Ливию.
В сущности это означает намерение начать полномасштабную «арабскую весну» в странах Магриба, к которым кроме самой Ливии относятся также Алжир, Тунис и Марокко. Причем в Марокко джихадисты могут повторить тунисский сценарий.
17 декабря 2011 года в тунисском городке Сиди-Бузид молодой торговец овощами Мохаммед Буазизи был оштрафован за торговлю на рынке без разрешения. Торговец начал пререкаться с местной администрацией, у него конфисковали весы. Он дошел до полного отчаяния и совершил самосожжение, что стало спусковым крючком тунисской революции, с которой началась дестабилизация всего региона.
Социально-экономическая ситуация в Тунисе была настолько напряжена, что этого «незначительного», по словам английской «Гардиан», инцидента оказалось достаточно, чтобы отправить президента Бен Али в отставку.
Уже 17-го вечером в Тунисе начинаются волнения, которые постепенно перерастают в серьезные массовые демонстрации.19 декабря в Facebook появляется первая страница посвященная протестам против диктатуры президента Туниса Бен Али. С этого же дня в Facebook, YouTube и Flickr активно публикуются видеоролики и фотографии с митингов и акций протеста. Однако только через 26 дней восстания - 12 января мониторинг отмечает первый призыв к собраниям через Twitter. В группе, объединенной хэштегом #sidibouzid, появляется сообщение пользователя @glennnnnM: «Истинная сила тунисцев (будет видна), если завтра мы все соберемся в центре города, чтобы показать наш гнев».
13 января в группе#sidibouzid появляется новый призыв: «Завтра: 1 млн. тунисцев ударит мирно прямо в центре Хабиб Бургиба». И это «завтра», то есть - 14 января становится последним днем тунисской революции, когда президент страны уходит в отставку.
Фамилия Буазизи стала известна всему миру. «Эффект Буазизи», с самоубийства которого началась «арабская весна», преподаётся «на серьёзных армейских курсах в качестве метода ведения войны».
Ряд экспертов полагают, что обстановку в Марокко может дестабилизировать также обострившаяся вы последнее время конкуренция британских и французских спецслужб в стремлении обслужить интересы крупнейших транснациональных корпораций, которые пришли к пониманию, что газопровод в Европу через Гибралтарский пролив проложить гораздо легче, а главное быстрее, чем через Ирак и Сирию, где войне не видно конца.
Этому стратегическому решению должны предшествовать переговоры с правительством Марокко, которое, скорее всего, пытается выторговать максимально выгодные условия. А небольшое обострение социальной обстановки в королевстве может сделать короля Мохаммеда VI более сговорчивым.
Прошло уже 10 дней после гибели торговца рыбой Фикри. Ситуация в Марокко пока находится под контролем властей. Однако, если западные корпорации и спецслужбы могут использовать свое влияние в стране как инструмент давления на тех или иных переговорах, не доводя дело до настоящей революции, то вожди ИГИЛа вполне могут попытаться воспользоваться протестными выступлениями, чтобы на их фоне провести масштабные теракты и устроить «арабскую весну 2.0».
Сразу после протестных выступлений власти Марокко произвели серию арестов, включая чиновников и полицейских, которые конфисковали рыбу у Фикри. Однако, это не успокоило протестующих.
«Мухсин был убит, виноват Махзен!» – гласили их плакаты. Слово «Махзен» (так называется один из королевских дворцов), используют в Марокко для обозначения королевского двора и правительства в целом. Эти антиправительственные выступления стали самыми массовыми с «арабской весны» 2011 года.
В 2011 году король Мохаммед VI смог успокоить народные волнения, передав часть своих полномочий правительству. Судя по всему, сейчас он также будет действовать умиротворяющими методами. Он уже приказал министру внутренних дел посетить семью погибшего и направил родственникам Фикри свои соболезнования. Окажется ли этих мер достаточно, чтобы стабилизировать ситуацию в стране на фоне экспансии джихадистов в Северную Африку, не поднимется ли в Магрибе новая волна арабской весны, покажет уже ближайшее будущее.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.