Фото: axar.az
Несовпадение интересов основных участников конфликта на Ближнем Востоке настолько велико, что создание регионального аналога НАТО если и реализуемо, то едва ли приведет к победе над джихадистами. Поэтому главной задачей Трамповских генералов становится все более активное вовлечение в конфликт вооруженных сил России.
15 декабря прошлого года министр обороны Саудовской Аравии принц Мохаммед ибн Салман аль Сауд объявил о создании Исламского военного союза для борьбы с терроризмом. Ранее Саудовская Аравия заявила о создании антитеррористической коалиции, куда вошли 34 государства.
Это Саудовская Аравия, Турция, Иордания, Ливан, Плестина, Египет, Тунис, Ливия, Марокко, Мавритания, Мали, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Йемен, Пакистан, Бангладеш, Бенин, Чад, Того, Джибути, Сенегал, Судан, Сьерра - Леоне, Сомали, Габон, Гвинея, Кот-д’Ивуар, Нигер, Нигерия, Коморские острова, Мальдивская республика, Малайзия.
Непосредственно в военный союз дали согласие войти Саудовская Аравия, Иордания, ОАЭ, Бангладеш, Бахрейн, Бенин, Турция, Чад, Того, Тунис и одна ядерная держава — Пакистан. Более того, несколько дней назад стало известно, что «Исламское НАТО» возглавит бывший командующий сухопутными силами Пакистана генерал Рахиль Шариф.
Объединенный командный оперативный центр организации будет находиться в столице Саудовской Аравии Эр Рияде.
Определенные действия по созданию военной коалиции исламских государств уже предпринимались ранее.
В феврале-марте прошлого года в Саудовской Аравии были проведены учения «Северный гром», в которых принимали участие войска двадцати стран, включая Пакистан, Египет, Судан, Иорданию, Турцию, ОАЭ. В этих учениях было задействовано около 150 тысяч военнослужащих.
Советник министра обороны КСА генерал Ахмед Асири заявил, что «военная коалиция арабских и мусульманских стран, сформированная Саудовской Аравией, готова объединить усилия с альянсом во главе с США в борьбе с ИГИЛ (запрещен в РФ) в Сирии и Ираке».
Идея о создании «Исламского НАТО» не нова. В 2012 году создать такую структуру предложила Турция.
«Необходимо срочно создать "Исламское НАТО" и Исламские миротворческие силы», - заявил председатель турецкой партии "Саадат" Мустафа Камалак во время визита в Марокко. Он встретился с премьер-министром Марокко Абдельиляхом бин Кираном и министром иностранных дел Саадэддин Аль-Османи, изложив им свое предложение создать "Исламское НАТО»:
«Сегодняшние события в исламских странах еще раз доказали, насколько прав был экс премьер-министр Турции Эрбакан, призывая создать Исламские миротворческие силы. Мы от души приветствуем пробуждение в исламских странах и молимся за успех. Но западные страны прикладывают усилия для того, чтобы это было на их пользу. Мы должны на первый план выдвигать не наши конфликты, а единство и целостность", - сказал тогда Камалак.
С тех пор прошло не так уж много лет, но идея военной коалиции исламских государств была реанимирована не турками, а саудитами.
Если говорить о чисто военных предпосылках такого проекта, то это, безусловно, всем очевидные неудачи в боях против эсхатологического врага многих нынешних арабских режимов — ИГИЛ. Сирийская армия оказалась на данный момент практически небоеспособной. Президент Асаад уже на протяжении нескольких месяцев перебрасывает на угрожающие направления немногочисленные элитные подразделения и верные лично ему отряды ополченцев-шабиха.
Что касается турецкой армии, то бои под Эль-Бабом развеяли миф о ее высокой боеспособности. Возможно, боевой дух потомков янычар подорвали массовые репрессии президента Эрдогана после неудавшегося путча. В любом случае низкая мотивация у турецких солдат очевидна.
Нельзя сбросить со счетов и провал военной операции саудитов «Решающий шторм» в Йемене, имевшей целью разгромить коалицию хуситов и восстановить режим президента Хади. Саудовская коалиция потерпела серьезные поражения, а хуситы прошлись огнем и мечом по приграничным провинциям КСА Джиссан и Наджран.
Политические предпосылки создания «исламского НАТО» в текущей реальности лежат, на мой взгляд, в стремлении ряда американских политиков переломить ход событий на Ближнем Востоке за счет активизации усилий именно суннитских государств региона.
29 ноября 2015 года члены комиссии по обороне Сената США, Джон Маккейн и Линдси Грэм заявили, что для уничтожения ИГИЛ в Ираке необходимо ввести стотысячный контингент армий суннитских государств. Маккейн выразил уверенность в том, что развертывание такого масштаба «не будет трудным для таких стран, как Египет, и может оказаться трудным для таких стран, как Саудовская Аравия, но турки, в любом случае помогут». Он также потребовал увеличить американский контингент в Ираке в три раза до 10 тысяч человек.
Также в конце ноября влиятельный неоконсерватор Джон Болтон опубликовал в «New York Times статью», в которой говорит о неизбежности создания «Суннитского Государства» после разгрома ИГИЛ в восточной Сирии и западном Ираке, о возникновении шиитского государства на юге Ирака и курдского – на севере.
Известный арабский журналист, редактор газеты Al-Rai al-Youm Бари Атван полагает, что инициатива по созданию «Исламского НАТО» может означать «переход от стадии закулисного сдерживания и “управления гневом” к “доктрине Салмана” – прямой военной атаке, как это трактуется в саудовской прессе».
Бари Атван считает, что не вызывает сомнения, что действия саудовской коалиции под эгидой США углубят сектантский разлом в регионе и заложат фундамент новых географических границ. «Речь идет о новом соглашении Сайкс - Пико», - пишет он.
Пока неизвестно, настолько реализуемы планы саудитов и их заокеанских вдохновителей. Во всяком случае, если мобилизационный потенциал «исламского НАТО» не превысит озвученной Маккейном цифры в 100 тысяч солдат, то можно с уверенностью сказать, что эта суннитская «армада» будет перемолота джихадистами, как это произошло уже с армиями Ирака и Сирии, которые без поддержки авиации и спецназа ведущих военных держав потерпели бы полный разгром.
Неизвестно, будут ли реально участвовать в боевых действиях заявленные участники коалиции. На пресс-конференции принца Мохаммеда ибн Салмана присутствовали только саудовские журналисты, которые не задавали «неудобных» вопросов.
Чтобы оценить численность армии, реально способной нанести решающее поражение джихадистам, полезно вспомнить, что для операции «Буря в пустыне» США в течение нескольких месяцев собирали миллионную коалицию с участием лучших подразделений стран НАТО. Вряд ли саудиты и их союзники смогут собрать под свои знамена такую армаду, и уж в любом случае боеспособность войск «Исламского НАТО» будет невысока.
Все это гарантирует, что война в регионе затянется на долгие годы и ее исход на данный момент непредсказуем. Несомненно, американские военные стратеги и в первую очередь «банда генералов», стоящая за спиной Дональда Трампа, все это понимают. Потому их задачей будет использование вооруженных сил России для разгрома ИГИЛ. Несовпадение интересов основных участников конфликта на Ближнем Востоке настолько велико, что нельзя исключить возможность прямого столкновения российской и саудовской коалиций, особенно, если дойдет, как прогнозирует Бари Атван, до перекройки границ в Сирии и Ираке.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.