Фото: globallookpress.com
В последние месяцы заметно участились сообщения об участии граждан среднеазиатского региона в противоправных действиях на территории России. Особый резонанс вызвал взрыв, осуществленный в питерском метро, и недавняя попытка так называемых членов «банды GTA» вырваться на свободу прямо из здания суда.
В этой связи уже не выглядят столько фантастическими версии правоохранительных органов об очередных задержаниях в Москве, Санкт-Петербурге, Твери и других городах целых групп, состоящих из выходцев из Средней Азии, которые якобы являются членами запрещенного в России «Исламского государства» (ИГ).
Разумеется, видеть в каждом приезжем угрозу — категорически неверно. На этом во многом и строится расчет экстремистов, желающих втянуть в противостояние как можно больше людей.
Заметим, что очень много людей «оттуда» действительно едут в чужую страну в надежде заработать, причем они помогают нам возводить важные инфраструктурные объекты и облагораживать улицы наших городов.
И, соответственно, задача здесь состоит в надежной фильтрации проблемных иностранных потоков.
В этой связи обратим внимание на то, как решают проблемы власти уже столкнувшихся с этим явлением стран.
Самый негативный пример демонстрируют европейские государства, ставшие жертвой своей же концепции по «стиранию границ» внутри Евросоюза, что способствовало проникновению туда миллионов нелегальных мигрантов со всеми вытекающими из этого последствиями. И до сих пор с этим вызовом им не удается справиться.
Жесткий, но эффективный контроль
Есть куда более успешные примеры, демонстрируемые государствами Аравийского полуострова, раньше остальных, еще в разгар «холодной войны» столкнувшихся с наплывом мигрантов, привлеченных местной нефтегазовой «сказкой». Речь идет о Бахрейне, Катаре, Кувейте, ОАЭ, Омане и Саудовской Аравии.
В некоторых из них, например, в Катаре и ОАЭ – уже свыше 90 процентов населения составляют приезжие, однако это не создает им серьезных проблем, что обусловлено особыми моделями миграционного регулирования.
В первую очередь они установили достаточно жесткий визовый режим, нарушение которого чревато серьезными наказаниями (штрафами и продолжительным заключением в ожидании принудительной депортации).
Кроме самих граждан этих государств, практически никто не обладает правом свободного въезда (в связи с последним «внутренним» конфликтом между ними с участием Катара даже эта лазейка оказалась фактически прикрытой).
Чтобы приехать сюда, не важно – с туристическими целями или поработать, необходимо заранее получить специальную визу. Особенно жесткие условия распространяются на желающих получить здесь работу.
Наличие визового барьера, не являющееся гарантированной панацеей от нелегального проникновения извне в нефтегазовые монархии, тем не менее, позволяет правоохранительным органам фиксировать абсолютное большинство приезжих и заранее отсеивать потенциально опасный контингент.
Незатратная депортация
Разумеется, нелегалы здесь тоже встречаются, но их численность удается держать под контролем, а при задержании их депортируют. Причем очень часто это осуществляется не за счет государственного бюджета, а за счет самих же нарушителей.
Нередко они либо вынуждены отработать стоимость билета домой, либо это делается за счет де-факто существующего «фонда гастарбайтеров», пополняемого самими иностранцами и их местными работодателями еще при пересечении ими границы.
Дело в том, что обычно потенциальные мигранты должны иметь необходимую сумму денег, которые идут на первичное обустройство до получения первой зарплаты, а также заносятся на специальные счета на «непредвиденные» случаи.
Например, на случай, когда работодатель не пожелает продлевать контракт с конкретным иностранцем или когда последний нарушил правила и законы страны пребывания, из-за чего дальнейшее пребывание его в том или ином государстве признается нежелательным.
Ответственность работодателя
Важно заметить, что для получения визы и разрешения на работу в определенном секторе потенциальный работник должен обладать соответствующей договоренностью с конкретным работодателем, который отчитывается перед государством за предоставление ему рабочего места.
При этом именно работодатель обязан обеспечивать нанимаемых им работников жильем. Так, для большинства гастарбайтеров создаются специальные трудовые лагеря, где они проживают обособленно от местных граждан, не создавая себе и им заметных неудобств, которые могут возникнуть при соприкосновении людей различных культур, религий и материального достатка.
Это же позволяет правоохранительным органам в случае необходимости оперативно отлавливать потенциальных нарушителей закона и не бегать за ними по «городским джунглям».
Иностранцы в интересах казны
Подобные схемы также позволяют принимающим иностранную рабочую силу государствам извлекать из ее труда непосредственную прибыль, поскольку при таком раскладе она «выводится из тени» и платит налоги в казну, чего до сих пор в российском случае обычно не наблюдается.
Одновременно тем самым осуществляется борьба с выводом иностранцами капитала, ежегодные размеры которого только в российское случае идут на многие миллиарды долларов.
Иностранцы и соблюдение интересов коренных граждан
Эти же схемы позволяют и бороться с вытеснением коренных граждан из наиболее «чувствительных» секторов экономики. Важно указать, что работодатель обязан сразу по приезду набранных им иностранцев, еще в аэропорту, оплатить медицинское обследование на предмет выявления опасных инфекционных заболеваний.
Эта же схема не допускает пребывания в принимающих странах «гастарбайтеров без работы» и в случае их ухода от работодателя «в никуда» такие иностранцы становятся автоматически нелегалами, подлежащими выезду, а при нарушении — штрафу и депортации.
Следовательно, в том случае, если гость желает остаться и далее в стране, то он обязан договориться со своим работодателем о переходе к другому работодателю.
Срок пребывания иностранцев и их квотирование
Важным моментом служит то, что в большинстве случаев общий срок законного пребывания гастарбайтеров в стране ограничивается 3-3,5 годами. Это зачастую касается и более привилегированных граждан западных стран. Причем каждый год, а то и полгода, иностранцы обязаны продлять заключенные ранее рабочие договоры, без чего они автоматически становятся нелегалами и подлежат выдворению.
При этом случаев предоставления подданства из всей многомиллионной массы иностранцев на все шесть государства Аравийского полуострова единичны – их власти справедливо полагают, что гражданство нужно заслужить особыми достижениями в интересах принимающих стран.
Важным элементом контроля служит квотирование рабочей силы, а именно – установление четких количественных рамок относительно ежегодного набора представителей тех или иных стран и ограничение потока из проблемных.
Например, властями этих государств приветствуется приезд граждан Филиппин как самых образованных, бесконфликтных и дисциплинированных, и в то же время ограничивается поток из государств вроде Афганистана и Йемена, охваченных конфликтами, откуда есть больший риск получить лиц, связанных с экстремистами.
Миграционный контроль в интересах иностранцев
Одновременно, при наличии столь жесткого контроля, это позволяет властям навести элементарный порядок в отношении соблюдения прав самих трудовых мигрантов.
Как известно, положение многих из них у нас нередко напоминало положение бесправных рабов, которыми некоторые работодатели помыкали как хотели и месяцами не выплачивали им кровно заработанных денег (если выплачивали вообще).
Предоставленные при этом самим себе, они вынуждены самостоятельно искать жильё и в поисках самых дешевых вариантов в итоге набивались в квартиры и дома так, что это не соответствовало порой никаких нормам проживания даже арестантов. Это, соответственно, угрожает их здоровью.
Однако при том порядке, когда власти и работодатель несут за их размещение ответственность, они оказываются в гораздо лучших условиях проживания по стандартам ООН, что подтверждают международные правозащитники.
Стоит ли удивляться тому, что часть таких иностранцев у нас становится более восприимчивой к лозунгам экстремистов и криминалитета?
Соответственно, благодаря подобной схеме, варьирующейся в зависимости от конкретных государств региона, принимающие государства несут минимум издержек, используя трудовую миграцию на пользу себе, своим гражданам и самим гастарбайтерам.
Дело в том, что все эти ограничения повышают стоимость труда иностранцев на рынке и это напрямую отвечает их интересам относительно защиты их здоровья и стремления получить за свою работу больше денег и, главное, в срок.
При этом в ОАЭ нашли для этого интересное «лекарство», а именно внедрили электронную систему оплаты и контроля иностранного труда.
Пользуясь усиленным контролем над иностранцами, власти страны сами проверяют благодаря единой «базе гастарбайтеров» и учета их зарплаты ситуацию на этом направлении.
Аравийский опыт, Россия и Запад
Следует оговориться, что все миграционные проблемы, несмотря на действие таких схем, странами Аравийского полуострова полностью все же не устранены. Однако их власти благодаря внедренным системам регулирования потоков приезжих гораздо более успешно используют иностранную миграцию на благо себе и приезжим.
Разумеется, что России и странам ЕС рано или поздно придется озаботиться наведением в этой сфере элементарного порядка. Соответственно, пусть и небесспорный, но серьезный аравийский опыт придется как нельзя кстати. Разумеется, что в чистом виде не следует проводить каких-либо заимствований. Во всяком случае, этот опыт неплохо было бы досконально изучить на государственном уровне.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.