Михаил Беглов
Предвыборная гонка в США выходит на финишную прямую. Состоявшиеся в эти дни национальные съезды республиканской и демократической партий официально зафиксировали то, что и без того давно было понятно. Бывший вице-президент США, 77-летний Джозеф Байден будет на выборах представлять «партию ослов», а нынешний президент, 74-летний Дональд Трамп – «партию слонов».
Одни аналитики уверенно предрекают победу «сонного Джо», как прозвали Байдена за его способность засыпать даже во время прямого эфира, другие, напротив, не сомневаются, что верх одержит «буйный Дональд». Что касается исследований общественного мнения, то они пока демонстрируют преимущество экс-вице-президента над действующим президентом, которое колеблется в пределах от 5 до 10 процентов. Трампу удалось сократить этот разрыв, который еще недавно составлял не менее 15 процентов. Впрочем, как показали прошлые выборы, доверять современным американским опросам можно с трудом, поскольку они откровенно отражают явные политические пристрастия самих исследователей. К тому же, сказывается и четкая политизация американских средств массовой информации, значительная часть которых контролируется демократами. Если когда-то американская пресса и телевидение пытались позиционировать себя в качестве неких «объективных источников информации», то теперь они даже не думают скрывать свою партийную ангажированность.
Но в любом случае, даже если и предположить, что эти цифры реально отражают предпочтения американцев, говорить о том, что победитель президентской гонки уже известен явно преждевременно.
Во-первых, за оставшееся до 3 ноября время могут произойти самые различные события, способные повлиять на настроения избирателей. А Трамп, например, откровенно использует президентское кресло для того, чтобы склонить чашу весов в свою сторону. Достаточно жёсткая позиция по отношению к бунтовщикам – участникам протестных выступлений, прокатившихся по стране после убийства чернокожего уголовника Флойда, что должно импонировать консервативному белому электорату, беспрецедентно большие выплаты потерявшим работу из-за пандемии и семьям с детьми, большинство которых именно чернокожие, и т.д. и т.п. Байдену же приходится в основном строить свою агитацию на негативе – критике внутри и внешнеполитического курса нынешнего президента. А негативные последствия для экономики США от пандемии, которые свели на нет целый ряд успехов администрации Трампа в экономической области, играют ему на руку. Но ситуация даже в этой сфере нестабильна, а сменивший резкий всплеск уровня безработицы некоторый рост занятости может быстро повлиять на настроение американцев. И соответственно наоборот.
Во-вторых, американский электорат традиционно делился на несколько сегментов: твёрдых сторонников той или иной партии, которые всегда голосуют по партийному принципу, внепартийных, но определившихся американцев и неопределившихся. И на последних этапах президентской избирательно кампании борьба ведется именно за голоса этой группы, поскольку они как раз и составляют те самые 10-15 процентов, которые так нужны тому или иному кандидату для того, чтобы окончательно оторваться от преследователя, или, напротив, догнать лидера, а иногда даже и опередить его.
В этом году окончательное решение, за кого голосовать, этого достаточно небольшого в процентном отношении числа избирателей как никогда важно. За четыре года, прошедшие с момента предыдущих выборов, в США кардинально ничего не изменилось. И к нынешнем выборам Америка приходит в состоянии образовавшего в 2016 году «Великого Раскола», когда половина американцев поддержала Трампа, а другая оказалась в стане его ярых противников. Нынешний протестный цунами, прокатившийся по всей американской территории, лишь углубил этот раскол, добавив к нему еще и новые трещины.
В нынешнем году вполне может повториться и ситуация, сложившаяся четыре года назад, когда Трамп стал президентом, получив большее число голосов выборщиков, хотя по общему числу отданных голосов американцев должна была бы победить его соперница Хилари Клинтон. Он тогда набрал 304 голосов выборщиков против 227 у жены бывшего президента США. Однако, при этом Клинтон получила не много не мало как на 2,9 миллионов больше голосов избирателей, чем Трамп. Вот такие они, как раньше писали, гримасы американской демократии. Отцы-основатели «самой демократической страны миры», как выставляют себя США, так сильно «доверяли» американским избирателям, что придумали для страны подобную, весьма странную с точки зрения психически нормального человека систему непрямого голосования за главу государства. Простым американцам позволено выбирать выборщиков (простите за тавтологию), а уже те голосуют за претендентов на президентский пост.
В любом случае все, что происходит в Америке сегодня и произойдет после 3 ноября, это – внутренне дело американцев. Но по вполне понятным причинам России не все равно, кто будет возглавлять ее главного мирового «партнера»-недруга следующие четыре года. Простой как правда (чуть не написал, как деревенской дурачок) Трамп, позиции которого по всем основным мировым проблемам хорошо известны, или пока еще «вещь в себе», малопонятный и потому непредсказуемый Байден.
Сам Трамп убежден, что Россия всячески противится его переизбранию, потому что «никто до него не занимал столь жесткую позицию» по отношению к Москве. Действуя с первого дня своего избрания по известному девичьему принципу «вот такая я противоречивая», он, с одной стороны, клялся чуть ли не в вечной любви к президенту Путину и заверял в своем желании наладить нормальные отношения с Россией, но, с другой стороны, вводил одни жёсткие санкции против России за другими, в результате чего эти самые отношения опустились до беспрецедентно низкого уровня. Такого беспредела, могу вас заверить, не было даже в годы «холодной войны». Справедливости ради следует отметить, что вина в этом лежит не только, а, быть может, и не столько, на хозяине Белого дома. Ответственность за нее несут и демократы, представители которых в конгрессе США, как иногда могло показаться, только и занимались тем, что думали, как бы еще нагадить России. Вот такая вот интересная «русская рулетка» по-вашингтонски. Так что все эти четыре года российско-американские отношения катились по наклонной все ниже и ниже, пока окончательно не закатались под плинтус. И достать их оттуда можно только в результате капитального ремонта.
Конечно же, в России хотели бы исправить такую абсолютно ненормальную, противоестественную и контрпродуктивную ситуацию. Но ожидать, что это может произойти при Трампе в том случае, если его переизберут на следующие четыре года, вряд ли представляется возможным. Если он останется в Овальном кабинете, сие совершенно не означает, что он получит полный карт-бланш и свободу рук в проведении внешней политики.
И вот здесь нужно напомнить о том, о чем, наблюдая за схваткой титанов, мы забываем. А дело в том, что 3 ноября в США пройдут не только выборы президента. Если использовать нашу терминологию в этот ЕДГ они будут голосовать за представителей исполнительной и законодательной власти различного уровня. И в том числе, - что представляет наибольший интерес с точки зрения дальнейшей расстановки сил, - будут проходить перевыборы всех 435 членов палаты представителей конгресса США и 35 из 100 сенаторов. Естественно, что теоретически возможны самые разные результаты этих перевыборов. Но анализ таких вариантов занял бы не один десяток страниц, поэтому в контексте данного комментария будем исходить из того, что демократы не опростоволосятся и сохранят большинство в нижней палате конгресса США, а республиканцы по-прежнему будут контролировать его верхнюю палату. То есть в Вашингтоне сохранится нынешний статус-кво.
В такой ситуации в случае победы на президентских выборах Трампа вполне логично предположить, что никаких сдвигов в сторону улучшения российско-американских отношений можно не ждать. Если со стороны нынешнего президента и будут предприниматься какие-нибудь попытки в этом направлении, то они тут же будут блокироваться демократами в конгрессе. То есть в лучшем случае мы получим еще четыре года бессмысленного топтания на месте, а в худшем – дальнейшее усугубление всех существующих проблем из-за нежелания Трампа продлевать истекающий 5 февраля 2021 года договор СНВ-3 в его нынешнем виде, выхода США из договора об открытом небе, предполагаемого размещения американских войск в Польше, да и вообще стремления нынешнего хозяина Овального кабинета перестроить существующее мироустройство в соответствии с его личными «понятиями». Хотя, казалось бы, куда уж хуже!
Что касается Байдена, то он также, как и Трамп, считает, что Москва не хочет видеть его на посту американского руководителя. «У меня было несколько очень откровенных и прямых разговоров с Путиным, когда я был вице-президентом и до этого. Думаю, одна из причин, по которой, как мне кажется, он не хочет, чтобы я стал президентом, — он знает, что будут еще такие прямые разговоры», - заявил он недавно. Между строк замечу, что невольно испытываешь прилив гордости за Россию, когда претенденты на пост президента США «согласовывают» свои кандидатуры с Кремлем.
В ходе избирательной кампании Байдена прозвучало немало «антисоветской» риторики, чему, впрочем, не стоит удивляться, поскольку это является давней традицией американских выборов еще с середины прошлого века. Вслед за Трампом бывший вице-президент пообещал проводить жёсткую политику в отношении России. Он пригрозил, что в случае его избрания «Владимиру Путину будет дан отпор и мы заставим Россию понести серьезные издержки». Но при этом в отличии от Трампа Байден не против продления договоров СНВ-3 и об открытом небе, а также восстановлению «иранской сделки». Кандидат демократов также высказывался против усиления американского военного контингента в Польше. При этом он неоднократно подчеркивал, что у него нет желания устраивать эскалацию напряженности с Россией или любой другой страной.
Понятно, что пообещать не значит жениться. Так что его слова совсем не означают, как говорят американцы, easy ride – легкой жизни для американо-российских отношений. Но все же некие – пусть и достаточно слабые – предпосылки для их возможного исправления существуют. Но произойдет оно или нет, зависит не только и не столько от Белого дома, а опять же от расстановки сил в конгрессе США, внутри демократической партии и правящего истеблишмента в целом. В случае прихода Байдена в Белый дом в США опять появится «марионеточный президент», который по большому счету будет лишь озвучивать то, что от него требуется. Преклонный возраст Байдена, явные проявления деменции, в чем он уже превзошел даже Рейгана и Буша-старшего, вряд ли позволят ему проводить самостоятельную политику, как это, пусть и неуклюже, пытался делать Трамп. Даже в своем выступлении на съезде демократов он умудрился запутаться в словах, в результате чего у него получилось, что в тех случаях, когда американцы пытаются что-то делать сообща, то у них никогда ничего не получается.
Вполне логично может сложиться впечатление, что именно демократы в последнее время являются запевалами в нынешней антироссийской истерии. Но, как показывает история, они, да и республиканцы в равной степени (достаточно вспомнить того же Рейгана), достаточно быстро могут поменять тональность. Более того, демократическая партия, как и стоящий за ней истеблишмент, не является каким-либо твердым монолитом, и внутри его существуют силы, которые выступают за корректировку американского курса в отношении России.
В этом отношении достаточно показательным является опубликованное на днях журналом Politico открытое письмо, которое подписали более ста влиятельных политических деятелей США, многие из которых являются именно сторонниками демократической партии. Выступая с критикой нынешней политики США в отношении России, авторы письма считают необходимым полностью восстановить сильно урезанные дипломатические отношения между двумя странами и функционирование посольств и консульств. По их мнению, необходимо наладить серьезный и устойчивый стратегический диалог, чтобы устранить источники недоверия и враждебности. При этом они предлагают сосредоточиться на крупных и неотложных проблемах безопасности, с которыми сталкиваются обе страны. Подписанты считают приоритетной необходимостью восстановление лидерства США и России в управлении ядерным миром.
Авторы открытого письма критикуют нынешнюю политику санкций США против России, по сути дела признавая ее контрпродуктивность. При этом, правда, они декларируют, что санкции должны оставаться частью политики США в отношении России, но считают, что таковые должны быть разумными и использоваться в сочетании с другими элементами национальной политики, особенно с дипломатией. Мы должны вести себя с такой Россией, какой она является, а не с такой, какую нам хотелось бы иметь, используя наши сильные стороны, но будучи открытыми для дипломатии. Таким образом, сосредоточившись, мы можем как справиться с российским вызовом, так и вывести наши отношения на более конструктивный путь. Невыполнение этого требования обходится слишком дорого, заключают авторы письма.
Так что, если бы я играл в тотализатор, то я бы все же в данной ситуации поставил на «ослов». В случае прихода демократов к власти, появляется хоть какая-то надежда на некую «движуху», как говорят сейчас подростки. Что такое «период застоя», который грозит в случае переизбрания Трампа, мы и так хорошо знаем. А надежда, как известно, умирает последней.
Михаил Беглов,
публицист
Суть событий
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: