Женевская встреча президента США Джо Байдена с президентом Путиным прошла предсказуемо. Каждый из них выполнил свою программу-минимум и остался доволен самим собой. Заслуживала ли она общественного интереса? Да. Была ли она интересна? Нет. По крайней мере так счёл наш обозреватель Игорь Макурин, отдавший, тем не менее, дань мастерству обоих политиков.
Байден всем своим видом показывал, что беседа с хозяином Кремля важна, но не имеет для него принципиального значения. Он общался с ним сразу после встречи лидеров стран G7 в Корнуолле и саммита НАТО, тем самым определив свои политические, экономические и военные приоритеты. Среди козырей Джо Байдена:
- признание европейскими лидерами главенствующей роли США на международной арене;
- поддержка ими его политического курса;
- реанимация и активизация НАТО.
Байден подчеркнул тем самым, что Россия на этих встречах не присутствовала, хотя и могла, поскольку долгое время входила в G8, но была исключена из этого «политического клуба» ведущих мировых держав в 2014 году после аннексии Крыма. Теперь же она осталась одна, без друзей и союзников. И, судя по всему, Владимир Путин согласился с отведённым ему местом в глобальной политике.
В июне 2012 года на саммите G-20 в Мексике Путин заставил Барака Обаму и Хилари Клинтон ждать его 45 минут. Это, по мнению бывшего госсекретаря США, была намеренная попытка таким образом взять верх над американской делегацией и продемонстрировать свою значимость.
Конечно, это не так. Просто до настоящего момента трудно припомнить хоть одно мероприятие или встречу, на которые президент России пришел бы без опоздания. Но на сей раз ничего подобного не произошло. До сведения российской стороны было доведено, что Байден не потерпит никакого опоздания, а если такое случится, то президент США покинет переговоры, не начав их. Владимир Путин прибыл на переговоры на 12 минут раньше.
Американские советники сообщили американским СМИ перед встречей, что Байден не будет проводить встречу с Путиным наедине и не под запись, чтобы не создавалось впечатления о каких-либо доверительных отношениях между ними. Встреча двух лидеров в узком составе с участием министра иностранных дел РФ и госсекретаря США продлилась всего 93 минуты. Судя по высказываниям Джо Байдена на пресс-конференции, стороны просто изложили свои позиции по интересующим их вопросам, обозначили зоны допустимого риска и зафиксировали неприемлемые для них угрозы.
После 45-минутного перерыва саммит продлился в расширенном составе с участием экспертов, которым были розданы поручения изучить, что возможно восстановить из разрушенных за последние года напрочь отношений. На это ушло ещё 65 минут. Саммит завершился почти на час раньше запланированного времени. У меня создалось впечатление, что возникли «коммуникационные» трудности. Дискуссии не получалось, и стороны просто решили упростить свои первоначальные планы.
Перед началом переговоров было несколько любопытных моментов. На открытой для журналистов части встречи и фотосессии возникла традиционная толкотня репортёров за лучшее для съёмок место. Сотрудники ФСО решили применить «мягкую силу», отталкивая журналистов и затягивая красную верёвку, отделяющую СМИ от лидеров. Поднялся шум и выкрики протеста американцев. Российские журналисты, в свою очередь, предъявляли претензии американцам, что те мешают им работать. Российские и американские официальные лица начали призывать журналистов к порядку.
Возникший хаос в значительной степени заглушил приветствие Путина и его слова благодарности в адрес Байдена за его инициативу провести этот саммит, а также ответный комментарий Байдена, который среди прочего видимо по старой привычке назвал США и Россию «двумя великими державами». Байден также кивнул головой после того, как репортер спросил, доверяет ли он Путину. Директор по коммуникациям Белого дома Кейт Бедингфилд быстро отреагировала через Твиттер, подчеркнув, что президент не отвечал ни на один вопрос, а кивал в знак признательности прессе за её внимание к встрече в целом. Позднее, на пресс-конференции, отвечая на вопрос о доверии к Путину, Байден ответил: «Речь идёт не о доверии. Это о личных интересах и проверке своих интересов». И добавил: «Как гласит старое выражение – чтобы распознать пудинг, его нужно съесть. Мы скоро это узнаем».
Что ещё бросалось в глаза?
- Джо Байден использовал шпаргалки, видимо, с указанием последовательности его действий и тем для беседы. Путин же не прибегал к помощи заранее подготовленных текстов.
- Организация и проведение раздельных пресс-конференций. Зарегулированность и согласованность вопросов и ответов президента России, его аргументация, превращение ответов в лекции на темы, которые явно не были в центре внимания, указывали на то, что Путин обращается главным образом к своей аудитории. Именно зрители российских федеральных каналов были целью предпринимаемых им усилий.
- Байден не прибегал к помощи своего пресс-секретаря. Он достал список присутствующих журналистов и обращался к ним по имени. Многих он знал, но некоторых он видел в первый раз и боялся неправильно произнести их фамилии. Он не скрывал, что внимательно следил за выступлением российского президента и старался затронуть как раз те темы, которые Путин пытался избегать. И его целевая аудитория – не только американцы и россияне, но и международное общественное мнение.
Президент России добился много из того, чего хотел.
Во-первых, обменялся рукопожатием с Джо Байденом на открытом воздухе у входа в виллу Ла Гранж, задерживая рукопожатие на время, достаточное для того, чтобы фотографы смогли запечатлеть этот момент
Во-вторых, из «нерукопожатного убийцы», которым пытались представить его американские СМИ, превратился в «яркого», «крутого» и «достойного противника»
В-третьих, обеспечил возможность возобновления после трёхлетнего перерыва официальных встреч лидеров двух стран в тот момент, когда отношения между Белым домом и Кремлём достигли исторического дна
В четвертых, договорился о восстановлении рабочих дипломатических отношений, не признавая глупости выдавливания из Москвы американского посла «для консультаций» в Вашингтон
И, конечно, смог возобновить контакты российских и американских экспертов по различным жизненно важным направлениям. А это, должен сказать, не так уж и мало.
Будет ли прогресс в российско-американских отношениях? Думаю, это мы узнаем ещё до окончания пандемии.
Игорь Макурин,
Суть событий
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: